Стэнли Кубрик

26 июля 1928 года

Стэнли Кубрик. персона. 2

Фото — www.toutlecine.com

 

Только сотая часть отснятой им пленки попадала в фильм — Кубрик мог снимать бесконечно, пока не добивался на экране идеального воплощения заложенных в фильм идей. Это относится ко всем его картинам — от фантастических эпопей до тончайших психологических драм.

Стэнли Кубрик родился в Нью-Йорке, в еврейской семье, эмигрировавшей в США из Австрии. Его отец, Джейкоб, был хирургом, мать, Гертруд — домохозяйкой. Стэнли с детства много читал, но в школе учился из рук вон плохо – просто его там  мало что интересовало. В поисках подходящего увлечения для сына Кубрик-старший  научил его шахматам – и эта игра стала страстью Стэнли на всю жизнь, а присущая этой игре неторопливость и внимательность к незаметным деталям стали впоследствии определяющими чертами режиссерского стиля Кубрика. Другим любимым занятием Стэнли была фотография. Первую камеру еще в 13 лет подарил ему отец. Затем Кубрик начал сотрудничать с журналом Look, а в 17 лет получил там должность штатного фотографа. После нескольких лет успешной работы он решил пойти дальше – попытаться снять собственный фильм.

На свои сбережения Кубрик создает документальную короткометражку «День схватки» (1951). После еще нескольких короткометражных лент, Стэнли на частные пожертвования и на заработанные игрой в шахматы в Центральном парке деньги снял свой первый художественный фильм –  военную драму «Страх и вожделение» (1953). Она получила противоречивые отзывы, но о режиссерских навыках Кубрика говорили положительно. Его следующими работами стали  два малобюджетных криминальных триллера в стиле «нуар» — «Поцелуй убийцы» (1955) и «Убийство» (1956), после чего молодого режиссера заметили в Голливуде, доверив снять военную драму о 1-й Мировой войне «Тропы славы» (1957), где главную роль играл знаменитый актер Кирк Дуглас. Фильм стал успешным и вызвал большой общественный резонанс. В следующем году Кубрик женился на актрисе Кристиан Харлан, которая стала уже третьей его супругой. Два предыдущих брака были очень скоротечными, но третий продлился до конца жизни режиссера.

Тем временем Кирк Дуглас, продюсировавший исторический эпос «Спартак» (1960), где сам же снимался, пригласил Кубрика продолжить работу над фильмом вместо уволенного режиссера Энтони Манна. Дуглас считал, что Стэнли будет выполнять его условия, но вышло наоборот. Кубрик даже отстранил от работы оператора, все делая сам. Результат оправдал себя  — «Спартак» имел отличные кассовые сборы, получил «Золотой глобус» как лучший фильм и четыре «Оскара».

В следующем своем фильме Кубрик хотел снять Марлона Брандо, но переговоры зашли в тупик, и Брандо сам взял на себя режиссерские функции. Оскорбленный Кубрик покинул Голливуд и уехал в Англию, где провел почти всю дальнейшую жизнь. Здесь он взялся за экранизацию скандального романа Владимира Набокова «Лолита». Писатель сам консультировал режиссера и участвовал в создании сценария, но потом оба признали, что фильм, вышедший в 1962 году, получился неудачным. Зато последовавшая годом позже политическая сатира на тему Холодной войны «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1963) получила массу восторженных отзывов. Кубрик был номинирован на «Оскар» за режиссуру, сценарий и продюсерскую работу.

Пять лет спустя Кубрик представил фильм в абсолютно новом для себя жанре. Научно-фантастическая лента «2001 год: Космическая одиссея» (1968) стала самым знаменитым его произведением, потрясшим мир невиданным техническим уровнем и поистине космической глубиной сюжета. За эту картину Кубрик, лично руководивший созданием визуальных эффектов, получил свой единственный «Оскар» в соответствующей номинации. Скандальную сенсацию вызвал и его «Заводной апельсин» (1971) по одноимённому фантастическому роману Энтони Бёрджесса. Из-за обилия сцен насилия в Великобритании картина была запрещена судом к показу, но Кубрика снова номинировали на «Оскар». А его военная драма «Барри Линдон» (1975) по роману Уильяма Теккерея удостоилась четырех «Оскаров», но не за режиссуру.

В 1980-м Кубрик снял выдающийся триллер «Сияние» по роману Стивена Кинга с Джеком Николсоном в главной роли. Именно в работе над этим фильмом Кубрик поставил рекорд по непомерному расходу пленки. Отношение потраченной на бесчисленные дубли пленки к тому, что вошло в фильм, составило 102:1, при среднем показателе 10:1. Снова к теме войны (на этот раз – вьетнамской) Кубрик вернулся в сатирической драме «Цельнометаллическая оболочка» (1987), где весьма жестко поиздевался над понятиями патриотизма и нравственности.

Свой последний фильм знаменитый режиссер смог закончить только через 12 лет. Несколько задуманных им за это время проектов были остановлены по разным  причинам (например, фантастическая лента «Искусственный интеллект» была отложена из-за недостаточного развития кинотехнологий, в итоге ее снял Стивен Спилберг). Психологическая драма «С широко закрытыми глазами», где играли Николь Кидман Том Круз, снималась на протяжении двух лет. Съемки измотали всех. Круз и Кидман вскоре после выхода фильма развелись, а Кубрик, в марте 1999 года, еще до премьеры фильма, умер от внезапного сердечного приступа в своем доме в Англии.

Фильмография

  • С широко закрытыми глазами (Eyes Wide Shut), 1999
  • Цельнометаллическая оболочка (Full Metal Jacket), 1987
  • Сияние (Shining, The), 1980
  • Барри Линдон (Barry Lyndon), 1975
  • Заводной апельсин (A Clockwork Orange), 1971
  • 2001 год: Космическая одиссея (2001: A Space Odyssey), 1968
  • Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb), 1963
  • Лолита (Lolita), 1962
  • Спартак (Spartacus), 1960
  • Тропы славы (Paths of Glory), 1957
  • Убийство (Killing, The), 1956
  • Поцелуй убийцы (Killer’s Kiss), 1955
  • Страх и вожделение (Fear and Desire), 1953
  • Мореплаватели (Seafarers, The), 1953)
  • Летящий падре (Flying Padre: An RKO-Pathe Screenliner), 1951)
  • День схватки (Day of the Fight), 1951

Передачи

В ближайшую неделю сеансов нет

Рекомендовать друзьям


          Добавить в Twitter   Добавить в Одноклассники  


Комментарии