Идет 1936 год. Доктор Индиана Джонс (Харрисон Форд), профессор археологии, эксперт по всему таинственному и искатель древностей, возвращается из джунглей Латинской Америки. Профессор едва не стал обладателем древнего золотого божка, но в последний момент реликвия была отобрана у него конкурентом, поэтому Индиане пришлось возвращается к обязанностям преподавателя колледжа.

Впрочем, преподавательская деятельность мистера Джонса продолжается недолго. Археолога находят представители военной разведки США и предлагают командировку в Египет: Индиане Джонсу предстоит отыскать древний ковчег Завета, за которым охотятся ученые фашистской Германии. По преданию, армия, владеющая ковчегом, непобедима, и Джонс должен добраться до него раньше немцев…

Идея снять современную версию классических приключенческих сериалов 1930?1940-х годов возникла у Джорджа Лукаса еще в 1973 году. Тогда вместе с Филипом Кауфманом они решили придумать историю вокруг поисков ковчега Завета. В 1977-м Лукас рассказал ее своему другу Стивену Спилбергу. А еще через год началась работа над образом главного героя и визуальными эффектами будущей ленты. Спилберг же настоял на том, чтобы Лукас изменил фамилию героя со Смита на Джонс.

Благодаря режиссеру роль археолога-авантюриста сыграл Харрисон Форд, поскольку Джордж Лукас был за кандидатуру Тома Селлека. Мрачноватый герой Форда был наделен обаянием, но в отличие от популярного в то время Джеймса Бонда совершенно лишен «мачизма».

Согласно списку 100 лучших американских фильмов ХХ века, составленному Американским киноинститутом, картина Спилберга занимает 66-е место. Сборы от проката ленты превысили ее бюджет в 22 раза! А ведь авторы с трудом нашли студию, которая взялась за реализацию их проекта, поскольку никто не верил, что 18-миллионный бюджет сможет окупиться.

Но он не просто окупился! Фильм принес создателям четыре премии «Оскар» - за лучшие декорации, звук, монтаж и визуальные эффекты. В истории кино эта лента всегда будет значиться одной из лучших в жанре приключенческого кино, поражая своей безграничной фантазией.