Абдулов – один из ярчайших отечественных актёров второй половины 20-го и начала 21 века. Умный, тонкий, ироничный, дерзкий, даже чуть наглый – эти качества идеального мужчины отличали его и на экране, и в жизни. Он мог бы продолжать блистать в самых разных ролях ещё долго, но судьба распорядилась иначе, дав ему только 54 года…
Александр Абдулов родился 29 мая 1953 года в городе Тобольске Тюменской области, став младшим из троих сыновей в семье. Его отец, Гавриил Данилович, был режиссёром местного театра, мать, Людмила Александровна, работала гримёром. Через три года семья Абдуловых вернулась на родину главы семьи, в Фергану (Узбекская ССР), где родители продолжили работать в театре.
Уже в пять лет Александр впервые вышел на сцену в одном из спектаклей ферганского драмтеатра, но стать актёром решил далеко не сразу. Лишь по настоянию отца Александр после окончания школы собрался поступать в театральное училище имени Щепкина, но не был принят. Со второй попытки ему удалось поступить в другой столичный вуз – ГИТИС.
Ещё в период учёбы Абдулов начал сниматься в кино как актёр массовки. А его первой более-менее крупной работой стала роль десантника в приключенческом фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (1973). Примерно тогда же Александр познакомился со своей будущей первой женой, актрисой Ириной Алфёровой.
В 1974 году знаменитый режиссёр Марк Захаров заметил молодого актёра в дипломном спектакле и пригласил играть в театр «Ленком».
Активно работать в кино Абдулов начал со второй половины 1970-х, но широкая популярность пришла к нему с главной ролью в мюзикле Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1978). Последовавшие затем такие ленты как «С любимыми не расставайтесь» (1979) , «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Предчувствие любви» (1982), «Дом, который построил Свифт» (1982) и, особенно, фантастическая музыкальная комедия «Чародеи» (1982) сделали Абдулова не просто знаменитостью, а настоящим секс-символом отечественного кино. В 1980-е годы его талант продолжает развиваться – Абдулов с успехом снимается и в комедиях «Самая обаятельная и привлекательная», и в исторических лентах «Гардемарины, вперёд!», и в детективах «Тайны мадам Вонг»… Перечислять все работы его нет необходимости – они и без того отлично известны. Отметим лишь, что наиболее тонкие роли Абдулов играет в фильмах Марка Захарова – «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988).
Начало 90-х не стало для Абдулова периодом упадка, как для многих актёров советского времени. Символом того времени становится криминальная комедия Виктора Сергеева «Гений» (1991), где Абдулов играет талантливого афериста-изобретателя. Вскоре у того же Сергеева он снялся в криминальной мелодраме «Странные мужчины Семеновой Екатерины» (1992), а позже сам участвовал в написании сценария к ещё одной ленте режиссёра – политическому детективу «Шизофрения» (1997), где исполнил и главную роль.
В 1993 году распался брак Абдулова с Ириной Алфёровой. В 2000-м году Абдулов дебютировал как режиссёр игрового кино, поставив комедийный мюзикл «Бременские музыканты & Co» (2000), но фильм оказался неудачным. Зато успех ждал Абдулова на телевидении. Наиболее запомнились зрителями его работы в комедийном сериале «Next» (2001–2003) и экранизации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005).
В 2006-м году Александр Абдулов женился во второй раз, на Юлии Милославской, с которой несколько лет жил в гражданском браке. В марте 2007 года у них родилась дочь Евгения, а в конце августа того же года актёр перенёс операцию по поводу прободной язвы. Когда его состояние стало резко ухудшаться, врачи поставили диагноз – рак легких четвёртой стадии. По мнению медиков, причиной заболевания стала привычка актёра много курить.
Но, несмотря на смертный приговор врачей, Абдулов продолжал работать до последней возможности. Он успел сняться ещё в нескольких картинах, последней из которых стала экранизация романа Л. Толстого «Анна Каренина» (2009) в постановке Сергея Соловьёва. Фильм увидел свет уже после смерти актёра.