После того как ее на всю страну обозвали «мымрой», это слово вдруг перестало быть ругательством, по крайней мере, по отношению к ней – очаровательной и трогательной любимице лучших отечественных режиссеров, потомственной актрисе Алисе Фрейндлих.

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Ее мать, Ксения Федоровна Федорова была актрисой, но затем оставила профессию, работала на заводе. Отец, Бруно Артурович Фрейндлих, немец по происхождению, также был актером.

Перед началом войны родителям пришлось расстаться – отец эвакуировался с театром в Ташкент, чтобы не навлекать на семью репрессии против потомственных немцев. Алиса с матерью остались в Ленинграде, пережили блокаду и голод, а в 1945-м переехали к родственникам в Таллинн, где прожили три года. Отец к ним не вернулся, завел новую семью, но по возвращении в Ленинград Алиса поддерживала с ним отношения. Именно под влиянием отца она решила стать актрисой. Актерское мастерство она начала изучать еще в школе, занимаясь в драматическом кружке.

Окончив школу в 1953 году, Фрейндлих поступила в Ленинградский Театральный институт им. А. Островского. Уже будучи студенткой, она дебютировала в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Неоконченная повесть» (1955). В 1957 году Алиса была принята в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской, где играла четыре года. Затем, более 20-ти лет была актрисой академического театра им. Ленсовета, а с 1983 года играла в БДТ им. Товстоногова (до 1992 – им. Горького). На счету Фрейндлих – масса выдающихся ролей и театральных наград.

Работа в театре была для актрисы на первом месте, а в кино многие годы она появлялась на вторых ролях, как, например, в классической комедии «Полосатый рейс» (1961), где сыграла помощницу буфетчика Шулейкина. С другими фильмами просто не везло – так, многообещающая сатирическая комедия «Похождения зубного врача» (1965), где Фрейндлих впервые сыграла вместе с Андреем Мягковым, была запрещена к показу и отправилась «на полку». Первым крупным фильмом, где блеснула Алиса Бруновна, стала драма «Анна и командор» (1974).

Переломным для актрисы стал 1976 год, когда режиссер Эльдар Рязанов пригласил ее на главную женскую роль в комедии «Служебный роман» (1977). Дуэт Алисы Фрейндлих с Андреем Мягковым в этой картине уже стал классикой жанра, а саму актрису после выхода фильма заваливали письмами благодарные женщины, также как и ее героиня начавшие новую жизнь.

Несколько лет спустя Фрейндлих сыграла у Андрея Тарковского в культовой фантастической драме «Сталкер» (1979). В том же году появился не менее знаменитый телефильм «Д’Артаньян и три мушкетера», где актриса предстала в яркой роли королевы Франции. Эту же роль она играла еще трижды, последний раз – в картине «Возвращение мушкетеров (2008).

В начале 1980-х Фрейнлих развелась со вторым мужем, художественным руководителем театра имени Ленсовета Игорем Владимировым, от которого у нее есть дочь Варвара, также ставшая актрисой Первый ее брак был студенческим и продлился недолго, как и третий – с молодым актером Юрием Соловьем.

В 1981-м Фрейндлих получила звание народной артистки СССР. К лучшим киноработам актрисы в это десятилетие стоит отнести роль в мелодраме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984) по пьесе Островского «Бесприданница». 1990-е были отмечены премией «Ника» за роль второго плана в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» (1994). Такую же награду, но уже за главную роль, Фрейндлих получила в 2006-м за работу в драме «На верхней Масловке» (2004). А массовый зритель хорошо запомнил ее по детективному сериалу «Женская логика» (2002–2006).

Алиса Бруновна продолжает активно работать: в 2009-м она сыграла вместе с Сергеем Юрским с камерной драме «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину» и сериале «Васильевский остров».