Она – ярчайшая представительница нового поколения российских актеров, всеми своими работами поддерживающая достойный уровень отечественного кинематографа.

Чулпан Хаматова родилась 1 октября 1975 года в Казани. Ее необычное имя в переводе с татарского означает «утренняя звезда». Родители Чулпан, Наиль и Марина Хаматовы, были инженерами, да и почти все родственники имели техническое образование. Поэтому в детстве будущая актриса тоже планировала заниматься точными науками. Она даже не задумывалась о профессии актрисы, стеснялась читать вслух стихи на уроках, никогда не участвовала в школьной самодеятельности.

С восьмого класса Чулпан училась в физико-математической школе при Казанском университете, затем поступила в финансово-экономический институт, но, проучившись несколько месяцев, поняла, что это не ее призвание. Гораздо больше ее привлекали студенческие лагеря с палатками и песнями у костра, музыка «Битлз», литература. Чулпан сделала выбор и перешла в Казанское театральное училище. На первом курсе, увидев несомненный талант девушки, преподаватели ей рекомендовали ехать в Москву.

В ГИТИС (государственный институт театрального искусства) Хаматова поступила с легкостью, ее приняли уже на втором круге экзаменов. Будучи студенткой, в 1995 году она вышла замуж за своего однокурсника Ивана Волкова. Их брак распался в 2002 году, когда родилась дочь Арина. Вторым мужем актрисы стал танцор балета с немецким гражданством Алексей Дубинин. В 2003-м у них родилась дочь Алина, но в 2008 году распался и этот брак.

Во время учебы в ГИТИСе Чулпан начала участвовать в кинопробах. После нескольких попыток ей повезло — режиссер Владимир Абдрашитов выбрал ее на одну из центральных ролей в военной драме «Время танцора» (1997), ставшую успешным дебютом Чулпан на большом экране – за свою работу она была впервые номинирована на кинопремию «Ника» в категории «лучшая женская роль». В этом же году она закончила ГИТИС, после чего некоторое время играла в Российском молодежном театре, а в 1999 году перешла в знаменитый театр «Современник», где быстро стала ведущей актрисой.

Первой работой в кино, принесшей Хаматовой широкую известность, стала роль в криминальной драме Валерия Тодоровского «Страна глухих» (1998). Фильм имел большой резонанс и удостоился трех премий «Ника». А Чулпан была вновь номинирована на эту премию за роль в мелодраме международного производства «Лунный папа» (1999). Одаренная российская актриса быстро вышла на европейский уровень, снявшись у немецких режиссеров в драмах «Тувалу» (1999) и «Англия!» (2000), комедии «Виктор Фогель — Король рекламы» (2001) и нашумевшей «арт-хаусной» ленте Вольфганага Беккера «Гуд бай, Ленин!» (2003). Для работы ей пришлось выучить немецкий и английский.

При этом в России в этот период для нее работы практически не находилось, за редким исключением, как например, в триллере «72 метра» (2004) и драме «Garpastum» (2005). Приблизиться к широкому зрителю Чулпан Хаматовой удалось благодаря участию в телевизионных многосерийных фильмах. Это были не примитивные «мыльные оперы», а качественные экранизации классиков — «Дети Арбата» (2004), «Доктор Живаго» (2005), либо дорогостоящие исторические сериалы — «Гибель Империи» (2005), «Казус Кукоцкого» (2005). Однако на широком экране, помимо периодического участия в коммерческих картинах, таких как боевик «Меченосец» (2006), триллер «Домовой» (2008), Чулпан Хаматова остается верна авторскому кино.

Свою единственную пока российскую кинопремию — «Золотой орел» за лучшую роль второго плана - она получила в 2007 году, сыграв в драме «Многоточие». Из последних работ актрисы необходимо выделить роль в фильме Алексея Германа младшего «Бумажный солдат» (2008), за которую она снова выдвигалась на «Нику» и «Золотого орла».