«Когда я впервые увидел Малковича на сцене, то подумал, что он либо психопат, либо величайший актер нашего времени», — так вспоминал о встрече с актером режиссер Роберт Бентон, открывший Джону Малковичу дорогу в большое кино.
Джон Гевин Малкович родился 9 декабря 1953 года в городе Кристофер, штат Иллинойс, США. Его родители, Дэниел и Джо Энн Малкович — хорваты по происхождению. В семье воспитывалось пятеро детей – два мальчика и три девочки.
Отец Джона работал смотрителем заповедника, и сын хотел пойти по тому же пути, поэтому после окончания школы поступил в Университет Восточного Иллинойса на факультет биологии, но в период учебы неожиданно увлекся театральным искусством.
Чтобы иметь возможность обучаться актерскому мастерству, Джон перевелся в Университет штата Иллинойс, но выпускные экзамены так и не сдал. В течение многих лет Джон числился среди не сдавших экзамены выпускников. Только в 2005 году он вернулся на университетское театральное отделение, где ему, наконец, торжественно вручили официальный диплом бакалавра театрального искусства.
1976 году Малкович вступил в труппу чикагского театра «Steppenwolf Theatre», созданного его другом Гэри Синизом. В течение почти восьми лет Джон совмещал игру в театре (которая не приносила особого дохода) с самой различной дополнительной работой – от маляра и озеленителя до водителя школьного автобуса.
В 1982 году Малкович женился на актрисе Глен Хэдли. В тот же период сделала скачок и его актерская карьера. В 1984 году он удостоился театральной премии «Оби» (OBIE) за роль в спектакле «Настоящий Запад» (True West). В том же году он сыграл в дуэте с самим Дастином Хоффманом в пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера» (Death of a Salesman). Экранизация этого спектакля принесла Малковичу телевизионную премию «Эмми» как лучшему актеру второго плана.
Так Джон Малкович стал популярен на театральных подмостках, но в кино был, по сути, никем. Однако талант и мастерство сделали его кинодебют чрезвычайно удачным. В 1984 году режиссер Роберта Бентон, увидев игру Малковича на сцене, пригласил его в свою драму «Место в сердце» (Places in the Heart). В 1985 году за эту роль Малкович был номинирован на «Оскар» в категории «лучший актер второго плана».
Затем последовали новые роли, в том числе роль наемника Бэззи в картине Стивена Спилберга «Империя солнца» в 1987 году
Но всеобщее признание пришло к актеру год спустя, с ролью виконта де Вальмона - беспринципного жизнелюбивого повесы из 18 века — в драме режиссера Стивена Фрирса «Опасные связи» (Dangerous Liaisons). Картина получила три премии «Оскар» (правда, не за актерскую игру). Эта роль по сей день считается одной из лучших киноработ Джона Малковича.
В том же 1988 году Малкович развелся с первой женой Глен Хэдли. Через два года он снова женится, на Николетте Пейран, ассистентке режиссера Бернардо Бертолуччи.
В 1994 году Малкович вновь был номинирован на премию «Оскар» за роль в фильме «На линии огня» (In the Line of Fire), где сыграл маньяка-психопата, намеревающегося убить президента США.
За время работы в кино Малкович снялся уже почти в 70 картинах. В числе наиболее известных из них: «Воздушная тюрьма» (Con Air), 1997, «Человек в железной маске» (Man in the Iron Mask), 1998, «Быть Джоном Малковичем» (Being John Malkovich), 1999, «Эрагон» (Eragon), 2006.
Он совершенно не стесняется браться за небольшие и даже совсем скромные роли, в том случае, если новый проект привлекает его необычностью. Однако на его счету уже 14 различных премий и 13 номинаций.
При этом сам Малкович о работе в кино отзывается довольно критично:
«Поскольку я уже долго играю в театре, то для меня найдется немногое, что я еще мог бы узнать о нем. Но есть огромное количество вещей, которые мне предстоит узнать о том как играть в кино. Там я почти всегда чувствую себя как гоночный автомобиль на проселочной дороге — нет места, чтобы разогнаться. Как только начинаешь двигаться, приходит время идти домой и ложиться спать».