Френсис Форд Коппола снял два великих фильма, несколько отличных, и добрый десяток провальных. Его творческая карьера небезупречна, но никто не решится отрицать, что этот итальянец входит в когорту величайших кинорежиссеров всех времен.
Френсис Форд Коппола родился в Детройте, но большую часть детства провел в пригороде Нью-Йорка. В семье всегда царила творческая атмосфера – отец будущего режиссера, Кармин Коппола, был композитором, а мать, Италия – актрисой. Френсис был болезненным ребенком, перенес полиомиелит и много времени проводил дома, создав на досуге свой кукольный театр. Окончив школу, Коппола поступил на театральное отделение колледжа Хофстра, а по его окончании продолжил обучение в киношколе при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA).
Первый опыт работы в киноиндустрии Коппола получил, будучи ассистентом у режиссера и продюсера Роджера Кормэна и уже в 1960-м участвовал в создании советского фантастического фильма «Небо зовет», а затем еще нескольких малозаметных картин. Первым «настоящим» фильмом Копполы принято считать триллер «Безумие 13» (1963). Затем последовали комедия «Ты теперь большой мальчик» (1966), оказавшийся неудачным мюзикл «Радуга Финиана» (1968), и драма «Люди дождя» (1969). В 1969-м Коппола и еще один в будущем знаменитый режиссер Джордж Лукас основали независимую кинопроизводственную компанию «American Zoetrope». В эти же годы Коппола много и успешно работает как сценарист, в частности за адаптированный сценарий к биографической драме «Паттон» (1970) он, вместе с коллективом авторов получил премию «Оскар».
Над сценарием фильма «Крестный отец» Коппола работал вместе с Марио Пьюзо, автором одноименного книжного бестселлера. Сьемки фильма заняли 4 месяца и получившаяся в итоге картина стала не только грандиозным кинохитом, но и культурным феноменом, образцом жанра криминальной саги. «Крестный отец» получил три «Оскара»: за лучшую мужскую роль (Марлон Брандо), сценарий и как лучший фильм года, а также открыл миру звезду Аль Пачино.
Следующая картина Копполы – криминальный триллер «Разговор» (1974) вновь номинировалась на «Оскар» и выиграла золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, но вторая часть «Крестного отца» (1974) собрала просто урожай наград, включая шесть «Оскаров», в том числе первый для Френсиса непосредственно за режиссуру. Получив статус одного из лучших режиссеров Голливуда, Коппола почти три года потратил на реализацию своего следующего проекта, крупнейшего по размаху и уровню затрат. Обошедшийся в 31,5 миллион долларов «Апокалипсис сегодня» (1979) стал самым знаменитым и мощным кинопамятником недавно завершившейся Вьетнамской войне, удостоился массы наград, но коммерчески едва не провалился. Не имели прокатного успеха и драмы о молодежных бандах «Изгои» (1983) и «Бойцовая рыбка» (1983).
Спасая свою репутацию, Коппола вынужден был снимать чисто коммерческие фильмы, но удачной оказалась, пожалуй, лишь комедия «Пегги Сью вышла замуж», где одну из ведущих ролей сыграл племянник режиссера, Николас Кейдж. Пришлось вернуться к проверенной теме, и в 1990-м Коппола представил заключительную, третью часть «Крестного отца», изначально обреченную на успех. Необычным для манеры режиссера, но чрезвычайно популярным оказался и знаменитый триллер «Дракула» (1992) по роману Брэма Стокера. Однако другие картины Копполы вновь проходят мимо зрительского внимания, а дорогостоящий (90 миллионов долларов) и напичканный спецэффектами фантастический триллер «Сверхновая» (2000) полностью провалился в прокате. На следующий фильм режиссер решился только через 7 лет, сняв противоречиво оцененный триллер «Молодость без молодости» (2007), а в 2009-м закончил работу над драмой «Тетро».
В семейной жизни Коппола вот уже без малого полвека хранит верность своей супруге Эленор, с которой воспитал четверых детей. Их дочь София Коппола пошла по стопам отца, став кинорежиссером, и уже выиграла «Оскар» за сценарий фильма «Трудности перевода».