Его мультфильмы – совсем не то, что мы привыкли понимать под словом «аниме» — это НЕ типичная массовая японская анимация, которой завалены полки видеомагазинов. У Миядзаки свой, годами сформировавшийся стиль, его фильмы и фантастичны и реалистичны одновременно, а сюжеты затрагивают самые глубокие гуманистические идеи.

Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года, в одной из префектур Токио. Его семья находилась в привилегированном положении в тяжелые военные и послевоенные годы: отец, Кацудзи Миядзаки, был директором авиационного завода, производившего детали для самолетов, а владельцем предприятия был брат отца. С детства Хаяо обожал самолеты, что потом нашло отражение в творчестве – невероятные летающие машины присутствуют почти во всех его фильмах.

В 1958 году Хаяо посмотрел в кинотеатре первый в Японии цветной мультфильм «Хакудзя-дэн» — «Легенда о белой змее». Лента произвела на него настолько сильное впечатление, что парень решил стать художником-аниматором.

После школы он поступил в университет Гакусюин, где выучился по специальностям политолога и экономиста. Но получив диплом в 1963 году, Хайао устраивается работать на крупную киностудию «Тоэй», где после обучения получает скромную должность фазовщика, то есть рисовальщика промежуточных кадров.

Миядзаки пробивается на должность секретаря профсоюза аниматоров, и заводит дружбу с начинающим режиссером Исао Такахатой. Здесь же, на студии, Хаяо знакомится с художницей-аниматором Акэми Ота, которая в 1965 году становится его женой.

В 1971 году, из-за частых «производственных конфликтов» оба друга покидают студию «Тоэй» и сотрудничают с разными компаниями, снимая мультсериалы, и несколько совместных полнометражных фильмов.

Первой самостоятельной режиссерской работой Миядзаки становится мультсериал «Конан – мальчик из будущего», снятый в 1978 году. В фантастическом мультфильме были затронуты темы новой мировой войны, экологических катастроф, выживания цивилизации. Сериал показала японская национальная телекомпания NHK. А в следующем году Миядзаки снимает первый полнометражный анимационный фильм «Люпен 3: Замок Калиостро». О режиссере заговорили как о несомненном таланте.

В 1982 году Миядзаки на время оставляет анимацию и начинает рисовать мангу (нечто среднее между комиксом и графическим романом) «Навсикая из Долины ветров», которая публикуется в журнале «Animage». Издатель журнала, компания «Tokuma Shoten» вскоре предлагает экранизировать произведение, и в 1984 году Миядзаки снимает первый из своих фильмов, широко известных за пределами Японии.

«Навсикая из Долины ветров» стала настоящей сенсацией — как по уровню анимации, так и по глубине сюжета. Фильм повествует о будущем человечества, где после экологической катастрофы, вызванной безжалостным уничтожением природы, планету покрыло море живого Леса, вытесняющего последние очаги цивилизации.

Успех фильма сподвиг режиссера в 1985 году основать совместно с другом Такахатой новую студию «Гибли» (Ghibl). Здесь Миядзаки был создан целый ряд замечательных фильмов: «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Порко Россо».

В 1997 году, после выхода очередного хита «Принцесса Мононоке» Миядзаки объявил о своем уходе из студии «Гибли» и коммерческой анимации вообще. Однако, несмотря на эти обещания, Миядзаки регулярно продолжает снимать и анимационные ленты для массового зрителя.

Очередной его фильм «Унесенные призраками» (2001) принес режиссеру уже мировую славу. Лента об отважной девочке, спасающей своих родителей из мира сказочной колдуньи, собрала в мире (не считая США) более 260 млн. долларов.

На «Оскар» был номинирован и следующий полнометражный фильм Миядзаки - «Ходячий замок» (2004), а режиссер удостоился награды Венецианского кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф.

В 2008 году режиссер порадовал огромную армию поклонников очередным полнометражным фильмом – детской сказкой «Рыбка Поньо на утёсе». Российская пермьера фильма состоялась в апреле 2009 года.