Она прославилась на всю страну после первой же большой роли, а с годами стала не только великой актрисой но и легендой «имени себя». Казалось, что она навечно останется молодой, стройной и энергичной, но, к сожалению, время не щадит никого. И сейчас слова о том, что вместе с Гурченко «ушла целая эпоха» — всего лишь заезженный штамп, не отражающий её истинного значения для отечественно кино. И пусть из более чем 80-ти ролей Людмилы Марковны в кино по настоящему известны лишь несколько, зато они – навсегда.

Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове (Украинская СССР). Мама будущей актрисы, Елена Александровна, к этому моменту ещё не успела закончить школу. Отец, Марк Гаврилович, в молодости работал шахтёром, затем стал баянистом в местной филармонии, играл на утренниках в школах, вечерах и праздниках на заводах и фабриках. Согласно воспоминаниям самой Людмилы Марковны, отец хотел дать ей имя Люси, в честь героини популярного в то время американского фильма. Но когда в роддоме ему сказали, что такого имени в СССР нет, девочку решили назвать Людмилой, а в кругу близких она осталась Люсей.

Петь, танцевать и читать стихи Люся начала с раннего детства — для гостей дома, на утренниках в детском саду — и все вокруг считали, что она обязательно станет актрисой. После начала Великой отечественной войны Харьков оказался в зоне немецкой оккупации. В сентябре 1943 года, после освобождения города, Людмила пошла в общеобразовательную школу, а в 1944-м – в музыкальную. В 1953-м, после окончания десятилетки, она отправилась в Москву и поступила во ВГИК.

Ещё во время учёбы, в 1956 году, Гурченко получает роли в фильмах «Дорога правды» (1956) и «Сердце бьется вновь» (1956). В том же году, за рекордные по тем временам пять месяцев, начинающий режиссёр Эльдар Рязанов снимает музыкальную комедию «Карнавальная ночь». После выхода фильма на экраны Людмила Гурчеко в мгновение ока становится знаменитой. В следующем году актриса исполняет главную роль в другом популярном музыкальном фильме, «Девушка с гитарой» (1958). Но затем в карьере Гурченко наступает длительный период «незаметных» работ, хотя снимается она регулярно. Лишь сыграв роль директора фабрики в фильме «Старые стены» (1973), Гурченко начинает возвращаться к зрителю.

Один за другим выходят такие фильмы как «Табачный капитан» (1972), «Цирк зажигает огни» (1973), «Соломенная шляпка» (1974), «Небесные ласточки» (1976), «Волшебный фонарь» (1976). Но, несмотря на успех и огромную популярность, Гурченко становится заложницей штампованного образа, мечтая, в тоже время, о глубоких драматических ролях. И такие роли появляются: военная мелодрама Алексея Германа «Двадцать дней без войны» (1976), драма Никиты Михалкова «Пять вечеров» (1979), мелодрама Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981). Вершиной «лирического» периода в творчестве актрисы становится грустная комедия Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» (1982).

В 1983-м Людмила Гурченко признаётся лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран» и получает звание Народной артистки СССР. До начала 1990-х онауспевает сыграть в ещё одном культовом фильме – комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби» (1984).

С развалом советского кинематографа достойных ролей становится значительно меньше, и хотя без работы Гурченко не остаётся, сколь-нибудь заметными её работы в 1990-е не назовёшь. А комедия Эльдара Рязанова «Старые клячи», в которой она исполняет одну из главных ролей, становится, по сути, провальной.

Однако, почивать на лаврах великая актриса не собиралась, более того, она предстала в новом для себя амплуа сценариста и режиссёра в мелодраме «Пёстрые сумерки», которая вышла в прокат в ноябре 2010 года.

В феврале 2011-го Людмила Марковна попала в больницу со сложным переломом ноги. Ей сделали операцию и в начале марта она вернулась домой. Однако вечером 30 марта 2011 Гурченко почувствовала себя плохо и прибывшие по вызову её мужа врачи «скорой помощи» смогли лишь констатировали смерть актрисы.