Он – феерическая фигура в мировом кинематографе. Бунтарь и скандалист, неполиткорректный, неадекватный — настоящий дикарь, но вместе с тем – один из мощнейших актеров 20 века.

Марлон Брандо родился в городе Омаха, штат Небраска, США, будучи младшим из троих детей в семье. Его отец был преуспевающим торговцем стройматериалами, но при этом много пил и совершенно не интересовался воспитанием детей. Его жена Дороти, несостоявшаяся актриса, также страдала алкоголизмом. Марлону в школьные годы нередко приходилось забирать пьяную мать из баров. Мальчик был предоставлен сам себе. Школа его не интересовала и угнетала (Брандо утверждал, что за всю жизнь не прочитал ни одной художественной книги), а перед выпускными экзаменами его и вовсе исключили — за езду на мотоцикле по школьным коридорам.

Поэтому в 1943 году, вслед за старшей сестрой Жослин, которая училась актерскому мастерству, Марлон поехал в Нью-Йорк в надежде достичь признания. Здесь он поступил в драматическую мастерскую Эрвина Пискатора, где практиковалась система Станиславского. Дебют Брандо на сцене состоялся в 1944 году, в пьесе «Я помню, мама», имевшей успех. А популярным его сделала роль Стэнли Ковальски в пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» (1947). В 1950-м Брандо дебютировал в кино, сыграв главную роль в драме «Мужчины». Годом спустя режиссер Элиа Казан снял блестящую киноверсию «Трамвая «Желание», получившую четыре премии «Оскар», в том числе три – за актерскую игру. Были отмечены все ведущие актеры, кроме Брандо – он был только номинирован.

Вторая его номинация последовала через год, после главной роли в новом фильме Элии Казана «Вива, Сапата!» (1952) о вожде мексиканской революции. Еще годом спустя Брандо сыграл римского полководца Марка Антония в эпической ленте «Юлий Цезарь» (1953), и снова был выдвинут на «Оскар», а роль лидера банды байкеров в картине «Хулиган» (1953) сделала его кумиром молодежи 50-х. Свой первый «Оскар» Брандо получил с четвертой попытки, снявшись в третьем для себя фильме Казана — криминальной драме «В порту» (1954).

В 1957-м Марлон Брандо женился на начинающей актрисе Анне Кашфи, родившей его первого ребенка, сына Кристиана. Брак продлился всего два года. После этого актер был женат еще дважды, кроме того, имел массу подруг. В общей сложности у Брандо насчитывается восемь своих детей и трое приемных.

В 1958-м актер снова номинировался на «Оскар» за роль в военной драме «Сайонара» (1957), а в 1961-м дебютировал в качестве режиссера с вестерном «Одноглазые валеты», где сам играл главную роль. Однако съемки в исторической картине «Мятеж на Баунти» (1962) сильно подорвали авторитет Брандо, поскольку из-за его несговорчивости и капризов были сорваны сроки съемок и сильно вырос бюджет фильма. Последующие фильмы с участием Брандо на протяжении 1960-х оказывались коммерчески неудачными и его звезда заметно потускнела. В 1966 году Брандо купил собственный остров в Тихом океане, откуда выбирался только для все более редких съемок.

Возвращение актера на вершину славы состоялось в 1973 году. Режиссер Френсис Форд Коппола буквально с боем уговорил продюсеров взять Брандо на роль Вито Корлеоне в гангстерской саге «Крестный отец».

Актер снова выдвигался на «Оскар» в 1974 году за роль в эротической драме Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» (1972), но связываться с ним в Голливуде мало кто осмеливался. Последней из действительно выдающихся работ Марлона Брандо можно считать роль полковника Курца в другом шедевре Копполы – драме о вьетнамской войне «Апокалипсис сегодня» (1979).

В 1980 году актер объявил о своем уходе из кино, однако периодически продолжал сниматься в ролях второго плана, чтобы банально подзаработать. Он вел замкнутый образ жизни, в последние годы страдал от ожирения и ишемической болезни сердца.