Он стал героем кино не по сценарию, а по сути характера. Любая роль Николая Караченцова - торжество благородства, смелости, темперамента и шарма сильной личности. Даже после постигшей его тяжелой травмы он остается героем и борцом, за что уважаем и любим миллионами зрителей.
Николай Караченцов родился 27 октября, 1944 года в Москве. Его отец, художник Петр Яковлевич Караченцов, много лет работал в журнале «Огонек», а мать, Янина Евгеньевна Брунак, была балетмейстером, ставила спектакли в крупных музыкальных театрах.
Николай часто бывал на репетициях, с детства проникнувшись духом театра, и поначалу хотел стать балетным танцовщиком. Родители с трудом отговорили его от этой «немужской» профессии, переключив внимание сына на спорт. Но в старших классах школы Николай записался в студию самодеятельности при Центральном детском театре, там же впервые вышел на сцену в спектакле «Фигаро» и твердо решил стать актером.
В 1963-м году Караченцов поступил в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко, которую закончил с отличием в 1967-м. Но вместо МХАТа, его в числе десяти лучших выпускников направили в театр Ленинского комсомола, который в тот момент переживал катастрофическую нехватку актерского состава. Караченцов стал живой легендой «Ленкома», проработав там более 30 лет и сыграв десятки ведущих ролей у лучших режиссеров.
Параллельно с работой в театре Караченцов начал сниматься в кино, дебютировав в биографическом фильме о Ленине «Штрихи к портрету» (1967), где на главных ролях были заняты Олег Табаков, Олег Ефремов, Игорь Кваша, Анатолий Папанов. Большой зрительский успех пришел к актеру после главной роли в ленте «Старший сын» (1975) по пьесе Александра Вампилова. Заслуженной любовью пользовались работы Караченцова в комедии «Собака на сене» (1977), легендарном фантастическом мюзикле «Приключения Электроника» (1979), детективном сериале «Трест, который лопнул» (1984), комедийном вестерне «Человек с бульвара Капуцинов» (1987). Актер нередко исполнял песни к различным фильмам и мультфильмам, озвучивал в советском прокате звезду французского кино Жана Поля Бельмондо.
Но визитной карточкой актера по сей день остается роль графа Резанова в рок-опере Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», телеверсию которой снял в 1983 году режиссер Марк Захаров. Караченцов более 20 лет играл в этом спектакле на сцене «Ленкома» с неизменными аншлагами. В 1989 году Николаю Караченцову было присвоено звание народного артиста РСФСР.
С наступлением 1990-х Караченцов, в отличие от многих коллег, остался востребован, играя в популярных телесериалах «Петербургские тайны» (1995), «Королева Марго» (1996), «Досье детектива Дубровского» (1999). В телефильме из цикла «Тайны дворцовых переворотов» он сыграл Петра I, а в экранизации пьесы Григория Горина «Шут Балакирев» (2002) — Александра Меншикова, сподвижника императора.
28 февраля 2005 года Николай Караченцов на своем автомобиле попал в аварию, получив тяжелую черепно-мозговую травму. Ему был сделана операция на мозге. Процесс восстановления оказался очень длительным. Благодаря неустанной заботе супруги, актрисы «Ленкома» Людмилы Поргиной, Караченцов смог ходить, частично восстановил речь и иногда появлялся в обществе.
Николай Караченцов скончался 26 октября 2018 года за день до своего 74-летия.