Трудно поверить, что ему уже 50: годы словно бы не властны над одним из лучших российских актёров нашего времени, что, безусловно, не может не радовать миллионы его поклонников. Будучи воспитанником классической русской драматической школы, он никогда не считал работу в кино первоочередной, отдавая предпочтение театру. Но это не помешало Меньшикову стать секс-символом отечественного экрана и создать себе амплуа элитного киногероя, человека словно бы из другой, более благородной и романтической эпохи.

Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в городе Серпухове Московской области. Его отец, Евгений Яковлевич — военный инженер, мама, Елена Иннокентьевна – врач-невропатолог. Вскоре семья Меньшиковых переехала в Москву, где родители получили квартиру. С раннего детства Олег проявил способности к музыке, в пять лет начал заниматься в музыкальной школе по классу скрипки. Учась в обычной школе, Меньшиков увлекся еще и театром, в старших классах сам начал писать стихи, пьесы и ставить спектакли. Так что к окончанию школы ему пришлось выбирать между карьерой музыканта и актера. Олег выбрал второе и в 1977 году поступил в Высшее театральное училище им. Щепкина.

В 1980 году 19-летний Меньшиков дебютировал в кино, сыграв главную роль в военной драме «Жду и надеюсь», затем — небольшую роль в фильме Никиты Михалкова «Родня» (1981). В том же году он окончил училище и поступил в Малый театр, из которого вскоре перешел в театр Советской Армии, а позже — в театр имени М.Н. Ермоловой.

Первую широкую известность Меньшиков приобрел после роли в телевизионной комедии Михаила Козакова «Покровские ворота» (1982). Новые роли молодого актера не заставили себя ждать, хотя это пока были не самые громкие фильмы. Среди них можно отметить комедию «По главной улице с оркестром» (1986), мелодраму «Мой любимый клоун» (1986), военно-исторический фильм «Моонзунд» (1987) и военную драму «Брызги шампанского» (1988). В театре успехи актера были намного заметнее. Так, в 1992 году, за роль Сергея Есенина в пьесе «Когда она танцевала» лондонского театра «Глобус», Меньшиков удостоился престижной театральной премии имени Лоуренса Оливье как лучший актер второго плана.

Вскоре начался расцвет его популярности и как киноактера. Он ярко сыграл в мелодраме «Дюба-дюба» (1993), после чего режиссер Никита Михалков пригласил его сниматься в своей нашумевшей драме «Утомленные солнцем» (1994). Фильм удостоился «Оскара» как лучшая картина на иностранном языке, а Меньшиков был награжден Государственной премией РФ. На «Оскар» выдвигалась и военная драма Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996), где Олег сыграл прапорщика Ларина. А нашедший «своего» актера Никита Михалков дал ему главную роль в высокобюджетном «историческом блокбастере» «Сибирский цирюльник» (1998).

Каждая новая роль Меньшикова становится образцом стиля и профессионализма. Например, в фильме режиссера Режи Варнье «Восток-Запад» (1999) он говорит на чистом французском языке, чему поражались звезды европейского кино Катрин Денёв и Сандрин Боннер. В 2003 году Олегу Меньшикову было присвоено звание народного артиста России.

Самым «урожайным» по количеству классных ролей стал для актера 2005-й год, когда в прокат вышли одновременно четыре фильма с его участием, причем все – на добротной литературной основе. Это детектив «Статский советник» (2005), драма «Игроки» по Гоголю, телесериалы «Золотой теленок» и «Доктор Живаго». Стоит отметить, что в «Игроках» Меньшиков впервые выступил еще и в качестве кинорежиссера.

В последние несколько лет актер не радовал своих поклонников новыми ролями в кино, но в 2010-м вновь появился на экране, сыграв уже знакомого зрителям противоречивого персонажа Митю в продолжении киноэпопеи Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».