Образ интеллигентного, романтичного чудака, который в сложных ситуациях вдруг проявляет силу воли и характера, сделал Пьера Ришара всемирно признанной звездой комедии.

Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей (таково полное имя актера) родился 16 августа 1934 года в французском городе Валансьен, в богатой семье крупного текстильного промышленника. Однако отец Пьера растратил состояние, играя на скачках, и мальчик остался на попечении деда – потомка старинного дворянского рода. Пьер рос и учился в пансионе, вместе с детьми из простых семей, и, чтобы не прослыть «сынком буржуя», старался как можно чаще смешить и развлекать сверстников шутками.

К совершеннолетию Пьер уже твердо решил поступать на театральные курсы, но родные требовали, чтобы он продолжал семейный бизнес. «Когда я объявил родителям, что хочу стать актером, моя семья восстала», — вспоминал Ришар. Конфликт закончился разрывом с семьей. Юноша покинул дом и на свой страх и риск поехал в Париж искать славы. Там он поступил на драматические курсы знаменитого педагога Шарля Дюллена, однако когда стал играть в театре, то получал только второстепенные роли, и приходилось подрабатывать в других местах. Ришар хорошо танцевал (его даже звали в труппу Мориса Бежара), а кроме того, увлекся эстрадным жанром — вместе с другом Виктором Лану сочинял юмористические скетчи и в течение нескольких лет выступал с ними в кафе-театрах, кабаре и мюзик-холлах.

В 1967 году, в возрасте 33 лет, имея в багаже несколько эпизодических работ на телевидении и в кино, Ришар получает первую приличную роль в художественном фильме — режиссёр Ив Робер приглашает его в комедию «Счастливчик Александр». Это сотрудничество оказалось весьма плодотворным. Во-первых, Робер предложил Ришару самому заняться режиссурой, и тот в дальнейшем снимает вполне успешные комедии по своему же сценарию – «Рассеянный» (1970), «Я ничего не знаю, но скажу все» (1973), «Это не я, это — он!» (1980). А во-вторых, в 1972 году Ришар получает роль в очередном фильме Ива Робера — «Высокий блондин в черном ботинке». Эта искрометная комедия делает актера звездой. В 1974 году выходит столь же успешное «Возвращение высокого блондина».

В 1976 году режиссер Франсис Вебер, бывший соавтором сценария «Высокого блондина» «перехватывает» Ришара и снимает его в замечательной лирической комедии «Игрушка». Однако волна мировой популярности Ришара только приближается. Несколько лет спустя, в 1981 году, все тот же Франсис Вебер объединяет Пьера Ришара и Жерара Депардье в своей новой ленте «Невезучие». Так рождается непревзойденный комедийный дуэт французского кино. Фильм становится суперхитом во Франции, и за ним следуют другие классические комедии с участием этой пары — «Папаши» (1983) и «Беглецы» (1986). К этому времени Ришару уже более 50-ти лет, но он так же пластичен и подтянут как в начале карьеры.

В конце 1980-х Ришар основывает свою компанию «Фиделин фильм», занимающуюся производством и прокатом фильмов. До второй половины 90-х он продолжает активно сниматься, но его поздние комедии уже далеко не такие яркие, как ленты «золотого периода». Нередко Ришар приезжает в Россию и на территорию бывшего СССР – как по работе, так и в качестве гостя. В 1996 году он снялся в комедии грузинского режиссёра Наны Джорджадзе «1001 рецепт влюбленного кулинара». Фильм был номинирован на «Оскар» среди картин на иностранном языке, а Пьер Ришар был удостоен звания «лучший актёр» на Каннском кинофестивале. А уже в 2008 году актер принял участие в российском телесериале «Парижане».

В последние годы Ришар, по примеру своего коллеги Жерара Депардье, завел собственные виноградники и занимается производством вин. У него два взрослых сына (оба стали джазовыми музыкантами) от единственной жены. Впоследствии среди подруг актера числились еще несколько женщин, последняя из которых — бразильская топ-модель — почти на 30 лет младше своего спутника.