Он снимает в среднем по одной картине в семь лет, но, несмотря на такой невысокий темп работы, а может быть именно благодаря этому, ленты Меньшова становятся вехами отечественного кинематографа, подлинным народным достоянием. И хотя он еще и замечательный актер, ценность его режиссерских работ в историческом плане куда выше.

Владимир Меньшов родился в Баку, столице Азербайджанской ССР, 17 сентября 1939 года. Его отец, Валентин Михайлович, был моряком, помощником капитана, и во время одного из плаваний познакомился с будущей женой, Антониной Александровной, работавшей горничной на корабле. Вскоре после рождения сына глава семьи сменил работу и стал сотрудником НКВД. В 1947-м, в связи с работой отца, Меньшовы переехали в Архангельск, где Владимир пошел в школу, а в 1950-м году перебрались в Астрахань.

Владимир с детства был увлечен кино, смотрел все доступные фильмы по многу раз, коллекционировал фотографии актеров, а затем начал изучать и специальную литературу по киноискусству. Окончив школу с серебряной медалью, Меньшов попытался поступить в московский Институт кинематографии, но с первого раза не прошел и вернулся в Астрахань, «чтобы подготовиться». На это ушло четыре года, во время которых он работал и токарем, и шахтером, и матросом, а с 1958 года — актером дополнительного состава Астраханского драматического театра. Только в 1961-м Владимир смог поступить на актерский факультет Школы-студии МХАТ, а окончив его, продолжил учиться в аспирантуре при кафедре режиссуры во ВГИКе.

В 1970-м Меньшов стал дипломированным режиссером художественных фильмов, но путь в кино начал как актер. В 1972-м он сыграл главную роль в «деревенской» драме «Человек на своем месте» (1972) и на VI Всесоюзном кинофестивале был удостоен первой премии за лучшее исполнение мужской роли. Удачный старт привлек к актеру внимание и новые роли не заставили себя ждать.

Однако Меньшов мечтал о большой режиссуре. С 1970-го по 1976-й год он снял несколько короткометражных фильмов, работая по договорам на Мосфильме, Ленфильме и Одесской киностудии. Дебют Меньшова в качестве режиссера полнометражного кино состоялся в 1976 году со школьной мелодрамой «Розыгрыш». Фильм имел заметный успех и отличные сборы, поэтому через три года последовала вторая картина Меньшова — ныне культовая мелодрама «Москва слезам не верит» (1979). Эту ленту посмотрели почти 85 миллионов советских зрителей, а в 1981-м Американская киноакадемия присудила ей «Оскар» как лучшему фильму на иностранном языке.

Через пять лет Меньшов закончил третий фильм, вновь оказавшийся стопроцентным хитом. Сельская комедия «Любовь и голуби» (1984), благодаря искрометному юмору и блестящей игре актерского ансамбля, мгновенно ушла «в народ» и была разобрана на цитаты. Но следующей картины зрителям пришлось ждать целых 11 лет, за которые Владимир Меньшов сыграл в таких фильмах как «Перехват» (1986), «Где находится Нофелет?» (1987), «Собачье сердце» (1988), «Чтобы выжить» (1993).

Он вернулся к режиссуре с эксцентрической комедией «Ширли-мырли» (1995), имевшей пусть и не столь шумный, но заметный успех, а в 2000-м снял ностальгическую ретро-драму «Зависть богов». В обеих картинах главные женские роли исполнила супруга режиссера, актриса Вера Алентова.

Владимир Меньшов продолжает сниматься и сам, сыграв за последние годы в блокбастерах «Ночной дозор» (2004) и «Дневной дозор» (2006), популярных сериалах «Диверсант» (2004), «Ликвидация» (2007). Всего на его счету уже более 70-ти ролей.