Его фильмы – стопроцентная ручная работа: Вуди Аллен сам пишет сценарии, сам сидит в режиссерском кресле, и порой сам играет, а зрители и критики вот уже более сорока лет рукоплещут новым картинам щуплого на вид очкарика, гуру жанра интеллектуальной комедии.

Вуди Аллен родился в Нью-Йоркском районе Бруклин 1 декабря 1935 года в добропорядочной еврейской семье и от рождения носил имя Аллан Кенигсберг. Его отец, Мартин, был ювелиром, а мать, Нетти – бухгалтером. В 15 лет Аллан, в качестве подработки, начал писать юмористические рассказы в газетных колонках. Тогда же он придумал себе литературный псевдоним Вуди Аллен (в честь любимого джазового музыканта Вуди Хермана), ставший вторым именем.

После школы Вуди поступил в Нью-Йоркский университет, где изучал кинематографию, но не проявлял прилежания и через некоторое время был исключен. Уже в 19 лет он женился на Харлин Розен, с которой познакомился на джазовом концете. Брак продлился 6 лет.

Первоначальную известность Аллену принесло литературное дарование. С 1954 года он пишет сценарии для популярных телешоу «Шоу Эда Салливана», «Вечернее шоу», «Час Сизара», а позже начинает выступать в клубах в жанре юмористической импровизации. Как комик он быстро добивается успеха, часто появляется на телевидении. Большую известность получает Аллен и в качестве драматурга — его пьесы в 1960-х успешно идут на Бродвее.

Режиссерским дебютом Аллена стал фильм «Что случилось, тигровая лилия?», хотя его нельзя считать полноценным проектом – Аллен лишь до неузнаваемости перемонтировал и переозвучил второсортный шпионский детектив, получив на выходе пародийную комедию. Первым собственным фильмом режиссера стала пародия на гангстерский детектив «Хватай деньги и беги» (1969), где он также был соавтором сценария и сыграл главного героя. В 1970-е Аллен создает целый ряд блестящих пародий – «Все, что вы хотели узнать о сексе, но боялись спросить» (1972), «Спящий» (1973), «Любовь и смерть» (1975).

Одной из лучших его работ того периода считается «Нью-Йоркская трилогия» - «Энни Холл» (1977), «Интерьеры» (1978) и «Манхэттен» (1979) . «Энни Холл» принесла Аллену три «Оскара» — за сценарий, режиссуру и лучший фильм года, две других номинировались на «Оскар» за сценарий и режиссуру. Во всех этих картинах, и еще многих других снялась муза Вуди Аллена, актриса Дайан Китон. Их совместное творчество растянулось на многие годы.

Следующей подругой режиссера стала бывшая жена Фрэнка Синатры актриса Миа Фэрроу. Она сыграла в 13-ти фильмах Аллена, среди которых необходимо отметить картины «Зелиг» (1983), «Пурпурная роза Каира» (1985), «Ханна и её сёстры» (1986), за последнюю из которых Аллен получил второй «Оскар» за лучший сценарий. Разрыв Аллена и Фэрроу в 1992 сопровождался громким скандалом, причиной которого стал роман режиссера с 19 -летней Сун-Йи Превен, приёмной дочерью Фэрроу. В 1997 году Сун-Йи Превен и Вуди Аллен поженились, несмотря на почти 40-летнюю разницу в возрасте. При этом скандалы с женщинами не мешают Вуди снимать фильмы с регулярностью конвейера, каждый год выпуская минимум по одной картине.

Столь же регулярно Аллен выдвигается на «Оскар» за сценарии и режиссуру, имея на сегодня 14 номинаций.