Камерное кино было и прежде. Но так, чтобы все 96 минут прошли в одном интерьере, не имелось бы ни одной женской роли, чтобы велось обсуждение преступления и оно не было показано, равно, как и обвиняемый – такое было впервые.

Фильм не о судебной системе США, не о преступлении и наказании, а о совести. Какие усилия нужно приложить для того, чтобы сделать выбор: пойти домой и посмотреть телик или немного подумать и спасти жизнь человека?

12 присяжных заседателей выносят решение – виновен или не виновен молодой парень в убийстве собственного отца. 11 признают его вину и лишь мистер Дэвис (Генри Фонда) не признает. В суде присяжных эти двенадцать простых граждан должны лишь высказаться в пользу обвинительного или оправдательного приговора. Все решается простым большинством голосов. В комнате душно, все хотят домой. И лишь ничтожная зацепка в показаниях позволяет Дэвису сомневаться в вине совершенно незнакомого человека, которому грозит электрический стул. Но Дэвис начинает убеждать остальных. Они его ненавидят, но должны выслушать.

По ходу раскрываются яркие психологические портреты каждого из присяжных. А в этой сложнейшей жизненной роли может выступить любой гражданин, не имеющий юридического образования.

Самое удивительное, что «Двенадцать разгневанных мужчин» — дебютный фильм Сидни Люмета. Еще более удивительно, что ни одного «Оскара» фильм не получил, тем не менее, став классикой.