Если кто-нибудь думает, что в центре действия этого фильма сверхпопулярный нынче заяц Крош, получивший со своими друзьями-смешариками Государственную премию, это ошибка. Тридцать лет назад был популярен совсем другой Крош.

Лишь в Перестройку стало известно, что Анатолий Рыбаков не только детский писатель. А до этого трилогия о Кроше, Сергее Крашенинникове, юноше, обдумывающем житье, борющемся с ложью и подлостью, стала одной из вершин творчества писателя. Мини-сериал по второй части трилогии – «Каникулы Кроша» рассказывает о том, как перешедший в десятый класс юноша был вынужден провести каникулы в Москве.

Действие происходит в начале 60-х. Молодым людям в школе уже перестали втолковывать, что мир делится только на черное и белое. Им оставили возможность немного сомневаться и немного думать самим. И при этом пообещали коммунизм.

Крош случайно знакомится с необычным взрослым человеком. Владимир Николаевич собирает японские костяные скульптурные миниатюры нэцке. Юноша не прочь помочь коллекционеру. И оказывается косвенно вовлеченным в мошенничество, которое потом сам же и расследует. Крош почти идеален, в отличие от своих друзей Игоря и Кости. Этот фильм имеет явно воспитательную цель, что совсем неплохо.

Василий Фунтиков в 16 лет попал в кино на главную роль по самой простой причине — он жил на Мосфильмовской улице – поле охоты ассистентов по актерам на юные дарования. После «Каникул Кроша» Фунтиков начал профессиональную актерскую карьеру.

Между прочим, существует еще один, совсем забытый фильм по той же повести А. Рыбакова. Называется «Эти невинные забавы». Там Кроша зовут… Оля. Она приезжает в Ленинград и долго выдает себя за мальчика в совершенно невинных целях.