«Александр» провалился в американском прокате и с триумфом прошел по всему миру. Режиссер и его творение нажили не меньше врагов, чем их при жизни имел Александр Македонский. В Америке и в Греции возмущались тем, что великий царь показан бисексуалом, хотя это было обычным явлением в древности. В фильме огромное количество ошибок и исторических ляпов. Анджелина Джоли старше Колина Фаррелла на год, но в картине играет его мать и выглядит как всегда молодо. Надписи на мозаичной карте царя Птолемея сделаны на латыни, хотя должны – на древнегреческом. В Индии воины Александра пугаются слонов, хотя в действительности встречались с ними до этого неоднократно. На пиру в Вавилоне на столах видны ананасы, хотя до путешествия Колумба в Восточном полушарии о них никто не знал…
Между тем, главную задачу фильма Стоун видел в том, чтобы показать триумф и трагедию слабого человека. В «Александре» нет линейного сюжета, поэтому изложением биографии картину назвать трудно. Сцены из детства Александра сменяют сцены смерти его друга, а потом и его самого. После битвы показано покушение на Филиппа, случившееся значительно раньше. Такой монтаж должен походить на стариковские воспоминания – вот вспомнил что-то одно, потом совсем другое. Действительно, царь Египта Птолемей Лаг (Энтони Хопкинс), друг детства Александра и участник великого похода диктует на старости лет мемуары придворным писцам.
Но самые крупные сцены картины пробирают до дрожи настоящих ценителей истории и хорошего кино, несмотря на всю их биографическую непоследовательность. Фильмом Оливера Стоуна можно восхищаться, можно его и ругать. Но то, что он побуждает после просмотра взяться за историческую книжку и узнать обо всем поподробнее – однозначно.