Этот фильм должен был стать первым в творчестве Андрея Тарковского. Заявку на «Страсти по Андрею» режиссер подал еще в 1961 году. В этой картине Тарковский собирался впервые снять эпизоды Куликовской битвы, произошедшей при жизни Андрея Рублева, но бюджет картины был безжалостно урезан. «Андрей Рублев» вполне мог получить Гран-при в Каннах в 1969 году, если б был представлен Советским Союзом официально. А в СССР довольно ограниченный прокат ленты начался только в 1971 году.

О жизни монаха-иконописца Андрея Рублева известно очень немного, поэтому режиссер и его соавтор сценария Андрей Михалков-Кончаловский не были связаны путами фактов биографии художника. Поэтому фильм выстроен в виде восьми законченных новелл, эпизодов, картинок из русской жизни.

Многие сцены очень жестоки, то мастерам-камнерезам выкалывают глаза, чтобы не смогли повторить свою работу, то церковному служке Патрикею (Юрий Никулин) заливают рот свинцом, за то, что не выдал татарам, где спрятано золото… Но жестокость не случайна. В течение всего фильма время от времени возобновляют спор великие живописцы — живой Андрей Рублев (Анатолий Солоницын) и покойный Феофан Грек (Николай Сергеев) — можно ли дарить людям прекрасное в виде икон и фресок, если люди так жестоки?

После случайного убийства Рублев принимает обет молчания. И лишь самое яркое и неожиданное событие в финале приводит к тому, что художник снова начинает говорить и творить, а черно-белый фильм вдруг приобретает цвет.

Французские зрители увидели «Андрея Рублева» раньше русских. В Каннах он получил приз ФИПРЕССИ, годом позже Ирма Рауш (жена Тарковского, сыгравшая в картине роль Дурочки) получила приз Французской киноакадемии, как лучшая иностранная актриса. А в 1978 году по результатам опроса киноведов мира «Андрей Рублев» был включен в число 100 лучших фильмов всех времен и народов.