Прекрасная экранизация культового романа Умберто Эко: средневековый детектив о Слове, переплетенный с суровой монашеской жизнью и грязью бушующих в Европе эпидемий.

Режиссер Жан Жак Анно мечтал экранизировать роман Эко с тех самых пор, как впервые услышал о книге. История, в которой все события крутятся вокруг таинственной древнегреческой рукописи, хранящейся под замком в средневековом монастыре, оказалась ему очень близка: Анно уже много лет обожает как Средневековье, так и всё греческое.

Когда же ему удалось занять кресло режиссера, главным вопросом стал выбор актера на роль детектива Уильяма Баскервильского. Требования Умберто Эко были вполне определенны: это должен был быть актер в возрасте около 50 лет, в котором бы сочетались острый ум Шерлока Холмса и образованность средневекового философа Уильяма Оккама. Анно отсмотрел несколько десятков претендентов, включая Роберта де Ниро – но все для того, чтобы понять, что лишь один человек видит Уильяма так, как он видит его сам: Шон Коннери.

Сначала Умберто Эко был совсем не в восторге от Коннери, полагая, что тот «разбавит» образ средневекового детектива чертами Джеймса Бонда. Но в итоге, увидев отснятый материал, пришел в полный восторг и понял, что Анно был на 100% прав.

Итак: Европа, 1327 год. Эпоха великого смятения, экономического кризиса, эпидемий чумы, неуверенности и конфликтов. Францисканский монах Уильям Баскервильский (Шон Коннери) расследует серию трагических смертей монахов в бенедиктинском монастыре на севере Италии, а помогает ему в этом молодой послушник Адсона (Кристиан Слейтер). Как оказывается, все смерти не случайны. Они связаны со страшной тайной, которую ревностно охраняют монахи. Ключ к этой тайне – древняя рукопись, которая хранится в тайной библиотеке монастыря: именно с ее помощью реализуется старинная поговорка «Многие знания – многие печали».

Фильм можно бесконечно долго хвалить: в нем прекрасные актеры, очень сильный сценарий, великолепная режиссура. Но самое главное в «Имени Розы» — это мрачная и грязная атмосфера «настоящего» Средневековья – не отмытого и причесанного, а такого, каким оно и было на самом деле. Анно потратил не один месяц, консультируясь у лучших историков Средних веков, включая Жака Ле Гоффа. А реквизиторы фильма проделали впечатляющую работу, полностью воссоздав на экране средневековый монастырь. В итоге этих усилий получился один из самых достоверных в историческом плане фильмов – не говоря уже о том, что он остается еще и увлекательной детективной историей о человеческих страстях.