Авторские фильмы режиссера Киры Муратовой обладают особой магией. Эта лента снята еще в то время, когда Муратова была идеалисткой, и сюжет картины для нее был не так важен, как абстрактный смысл, выраженный самыми разными художественными методами. Поэтому фильм можно назвать бессюжетным, самое главное здесь говорится между строк.

Главные герои картины – мама Саши (потрясающая актриса Зинаида Шарко) и сам Саша – подросток, которому хочется вырваться из атмосферы домашнего уюта на свободу. Мать давно в разводе, и Саша – смысл всей ее жизни. Но сын взрослеет, и после встречи с отцом решает уехать к нему. Хватит ли у мальчика сострадания к матери, чтобы все-таки остаться с ней?

Этот фильм – о борьбе между эгоизмом и состраданием в душе человека. И мать не выдерживает этого испытания, а сын неожиданно оказывается сильнее нее. И послание режиссера читается легко: добро обязано победить зло. В последние годы Кира Муратова признается, что стала относиться к жизни по-другому и больше не пытается улучшить мир с помощью своих картин: «Зло вплетено в узор ковра, и для того чтобы выдернуть эту нить, надо разрушить всю ткань. Да, искусство может повлиять на человека, но мимолетно. Вышел ты из кинозала, походил день-другой под настроением от фильма, а потом все равно вернулся к прежней жизни».

Судьба «Долгих проводов» была сложной: сначала сделали 535 копий ленты, что могло бы сделать картину популярной во всем СССР, но получилось так, что фильм показали лишь в 1987 году и сразу по телевизору. А потом картина получила призы в Локарно и на Всесоюзном киносмотре в Тбилиси. Это совершенно несоветское кино, и в нем ясно читается свободомыслие режиссера. И хотя фильм формально вписывается в рамки привычного черно-белое кино, в нем показаны обычные люди, не происходит ничего неординарного, — все-таки шаблон кардинально ломается неровным ритмом действия и необычными актерскими интонациями.