От фильмов, снятых в годы войны на Ташкентской киностудии, нельзя требовать правды жизни. Подстреленные фашисты падают косяками. Наши умирают торжественно на руках у боевых товарищей. Эти картины были обязаны вселять в тех, кто их смотрел в тылу и на фронте, уверенность в победе.

Два совсем разных человека – молчаливый здоровяк Саша Свинцов (Борис Андреев) и балагур, одессит, музыкант Аркадий Дзюбин (Марк Бернес) вначале, конечно, конфликтуют. Но потом становятся самыми настоящими верными друзьями. И когда один кажется уже погибшим, второй проливает по нему самые искренние слезы. Но все остаются живы.

Своей ролью Марк Бернес вернул стране моду на одесситов с их неподражаемым говором и несгибаемым оптимизмом. И когда он говорил: «Шо вы скажете, студент, за этот пейзаж?» – вся страна верила, что Бернес самый настоящий одессит. А он харьковчанин.

Безусловно, самый выдающийся вклад в историю фильм «Два бойца» внес двумя песнями Никиты Богословского на стихи Владимира Агатова в исполнении Марка Бернеса «Шаланды, полные кефали» и «Темная ночь». Песни мгновенно запела вся страна. Между прочим, в рассказе Льва Славина «Мои земляки», по которому поставлен фильм, Аркадий Дзюбин поет нечто совсем легкомысленное и даже двусмысленное:

Надену шляпу я,

Взбегу по трапу я,

Махну в Анапу я,

Там жизнь легка.

«Шаланды» тоже не назовешь образцом серьезности. Эту песню неоднократно пытались убрать из фильма и вообще запретить, как почти блатную. Но что можно сделать с шедевром, который вот уже шестьдесят с лишним лет знает наизусть все постсоветское пространство…