«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми…». Это был великий Комбинатор. Вслед за ним вошла в кинематограф плеяда ярчайших образов, сыгранных замечательными актерами.

Театральный и кино-режиссер Марк Захаров поставил самую подробную и самую веселую экранизацию романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Сама постановка наделала немало шума, в советское время такой фильм расценивался как глоток свободы. «Советская власть хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм», — говорит любимейший литературный герой всех поколений российских читателей и зрителей. Посредством сатиры, авторы как бы осуждали мировоззрение своего персонажа, на поверку же, обаятельный и предприимчивый Остап Бендер, а в сериале еще и с подачи харизматичного Андрея Миронова, вызывал любовь и даже сострадание.

Трепетное отношение к литературному источнику выгодно отличает фильм Захарова от прочих экранизаций. Закадровый текст читает один из самых ироничных актеров советского кино – Зиновий Гердт. Роль Кисы Воробьянинова с блеском разыгрывает Анатолий Папанов, отца Федора – Ролан Быков… все лучшие комедийные артисты того времени встретились на этом проекте. Абдулов и Ширвиндт, Татьяна Пельтцер и Савелий Краморов, Вицин и Караченцов… Всех не перечислишь. В каждом эпизоде встречается очередной народный любимец. Чего только стоит гротесково-эротичный танец Любови Полещук и Андрея Миронова!

Остап Бендер Миронова легкий, изящный молодой человек, порхающий по жизни в легком ритме танго. Да, он любит деньги, но пусть кто-нибудь попробует сказать, что это любовь безответна! Великий комбинатор одна из лучших ролей замечательного актера. Здесь он реализовал все свои возможности – великолепный голос, музыкальную пластику, драматический нерв и огромное обаяние.

Композитор Геннадий Гладков великолепно подчеркнул сатирическо-романтическую основу фильма. Музыкальная тема «Двенадцати стульев» позволяет глубже и острее проникнуть в характер каждого персонажа. Многие песни запомнились и зажили самостоятельной жизнью.

Этот роман Ильфа и Петрова наиболее экранизированный из всех их произведений. Даже знаменитый американский комедиограф Мел Брукс приложил руку к экранизации книги русских писателей.

Но музыкальный фильм Марка Захарова стоит особняком от разновеликих экспериментов. Его ленту смотрели и будут смотреть поколения русскоязычных зрителей, потому что эта картина – наше все. И мы все ее обязательно пересмотрим.