После выхода на экран ряда блестящих комедий Леонида Гайдая, казалось странным, что режиссер до сих пор не обратился к классике, к бессмертному роману Ильфа и Петрова. На самом деле, комедиограф собирался снимать «Двенадцать стульев» сразу после «Кавказской пленницы», но в Госкино предложили подождать. Чтобы не было простоя, он снял «Бриллиантовую руку». Вот бы каждый режиссер так заполнял вынужденный простой.

Со сценарием фильма особенных проблем быть не могло – бери лучшее из романа, чтобы уместилось в экранные и временные рамки. А вот с выбором актеров… 200 претендентов на роль Остапа Бендера! В этой роли зритель мог бы увидеть Валентина Гафта, Андрея Миронова, Спартака Мишулина, Владимира Высоцкого, Николая Губенко и даже певца Муслима Магомаева. В результате снялся никому не известный актер Арчил Гомиашвили.

На роль мадам Грицацуевой претендовали Галина Волчек, Нонна Мордюкова. В результате снялась никому не известная студентка ВГИК Наталья Крачковская, обладавшая формами «мечты поэта». Из-за этой комплекции в сцене погони за Бендером в Доме народов актрисе не нашлось дублерши, и ей пришлось самой бегать и, рискуя жизнью, падать с лестницы.

Никто из зрителей даже не мог догадаться, что великолепный Сергей Филиппов играл Воробьянинова, несмотря на онкологическое заболевание, а Михаил Пуговкин в роли отца Федора на самом деле забрался с колбасой и без страховки на скалу, его отсняли, но пленка оказалась бракованной…

Любимый фильм миллионов зрителей и, кстати, самого Гайдая. Самое эксцентричное и самое мудрое кинопрочтение великого романа. «Нервных просят не смотреть». Но лучше все-таки посмотреть всем.