Гении и злодеи. Кому обязано человечество нынешним своим существованием в начале третьего тысячелетия? Гениям или злодеям? Чей вклад больше? Чье влияние сильнее? Отчего «магнитное поле» первых так привлекает вторых? Зависть или объективная необходимость? Страшный вопрос: как связаны гениальность и злодейство и насколько допустимо думать, что они дополняют друг друга? Верно ли говорит внутреннее чувство, что гений и злодейство две вещи несовместимые: что делать, если в одной фигуре совместились сразу оба типа личности?

Неординарные личности в неоднозначных обстоятельствах. Бывает и так, что встреча двух индивидуальностей порождает искры. Бесполезно гадать, что было бы, если бы… Задача программы – рассказывать как было.

На сегодняшний день вышло в эфир более двухсот программ цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи». И каждая программа – по-своему уникальна. А придумал этот цикл и стал его неизменным ведущим художественный руководитель и Президент телекомпании «Цивилизация» Лев Николаевич Николаев.

В работе над программой, как правило, принимает участие консультант – один из наиболее авторитетных специалистов по данной теме. Рассказ строится на документах, хронике жизни, воспоминаниях участников, цитатах из произведений героя. Интересным элементом является сквозное действие – цепочка постановочных эпизодов, построенных на цитатах, письмах и т.д.

Драматический конфликт диктуется самой концепцией цикла: столкновение гения и злодея; человека и эпохи; личности и власти.

Бывают и яркие отступления от формата. Такова, например, программа об изобретателях фотографии Дагере и Ньепсе, которая получила премию ТЭФИ за лучшую программу об искусстве. Она строится исключительно на постановке и решена в ироническом ключе. Каждый год к 1 апреля готовятся особые программы-мистификации, придумываются «гениальные учeные» и их открытия. И зрители верят!

Коллектив программы постоянно работает над формой и содержанием программ в соответствии с современными телевизионными тенденциями. Всe больше реконструкций, компьютерной графики, больше включений ведущего, завeрстанных в реконструкцию событий.