В кинематографе конца 90-х годов слишком затянулась тенденция делать мужских персонажей рефлексирующими неженками-интеллигентами в стиле Хью Гранта. Однако режиссеру Ридли Скотту удалось сломать тренд и вернуть на экран Настоящего Мужчину – щетинистого мускулистого Максимуса.

Изначально роль древнеримского военачальника потерявшего все, кроме чести, была написана для Мэла Гибсона. Однако тот отказался от проекта, и на его место пришлось взять другого австралийца — Рассела Кроу. Именно ему «Гладиатор» и принес всемирную славу, а также «Оскара» за лучшую мужскую роль.

180 год, закат Римской империи. Страну атакуют варвары и раздирают внутренние противоречия. Против императора Марка Аврелия плетет заговор его собственный сын – коварный и развратный Коммодус. Когда Коммодус убивает отца, жертвой заговора становится и Максимус – любимый полководец и близкий друг Марка Аврелия, которому тот планировал передать титул.

Придирчивые зрители наверняка найдут в фильме массу исторических несоответствий. Коммодус, который был реальной личностью, хотя и выходил иногда на арену для сражений с гладиаторами, погиб совершенно иначе. Колизей, на арене которого происходят сражения, у Скотта чуть ли не в два раза больше, чем реальное сооружение, а среди одеяний персонажей массовки тот тут, то там мелькают предметы из совсем другой эпохи.

Несмотря на все это, фильм получился прекрасным. В нем есть и яркие сражения, и раздираемые противоречиями герои (не только Максимус, но и Коммодус, которого прекрасно играет Хоакин Феникс), и дух времени, и прекрасная музыка Ханса Циммера.

Заметим, что «Гладиатор» стал не только фильмом-открытием Рассела Кроу, но и громким возвращением Скотта. Режиссер, прославившийся «Бегущим по лезвию бритвы» и «Тельмой и Луизой», в 90-е годы снимал достаточно мало, и не всегда удачно. Зато в «Гладиаторе» он нашел не только себя, но и свою новую «звезду»: именно Кроу сегодня является его любимым актером.