Едва ли не самый необычный и красивый фильм Скорсезе: во многом трагическая биография 14-го Далай-Ламы, в которой играют непрофессиональные актеры.
30-ые годы двадцатого века. В семье фермеров в бедной деревушке на северо-востоке Тибета рождается мальчик, которого назвали Лхамо Дхондруб. Он — пятый из девяти детей в семье. Вскоре после кончины тринадцатого Далай-ламы в деревню прибывает особая группа тибетских монахов, которая ищет новое воплощение своего духовного лидера. И им оказывается именно двухлетний мальчик. Когда Лхаме показали различные реликвии предыдущего Далай-ламы, он говорит: «Это моё, это моё!», чем и подтверждает, что является реинкарнацией буддистского духовного лидера.
Вскоре мальчик вырастает в подростка, а потом — и в юношу, который получает новое имя – Тэнцзин Гьямцхо. Будущий Далай-Лама многому учится, сдает экзамены, и в феврале сорокового года наконец восходит на трон в Лхасе, столице Тибета. Но именно в этот момент китайские власти предъявляют на Тибет свои притязания…
В 1989 году четырнадцатый Далай-Лама стал лауреатом Нобелевской премии мира. Именно к этому событию во многом и приурочен фильм Скорсезе. И тут надо заметить, что в отличие от другого всемирно известного режиссера, Бернардо Бертолуччи, снявшего фильм «Маленький Будда», Скорсезе обошелся с щекотливым материалом гораздо более вдумчиво. Конечно его фильм – протибетский, а китайские власти в нем представлены настоящей империей зла, уничтожающей как маленькую независимую страну, так и духовные ценности всех буддистов в мире. Но это антикитайское настроение не помешало Скорсезе снять фильм, который одновременно является и прекрасной автобиографической драмой, и настоящим захватывающим путешествием в неизведанный и волшебный Тибет.
Наверное еще никто не снимал красоту Гималаев так, как это сделал оператор Роджер Дикинс и никто не смог написать для этих пейзажей более волшебную музыку, чем композитор Филипп Гласс. Не случайно и Дикинс, и Гласс, так же как и художник Данте Феретти были номинированы за свою работу над фильмом на премию «Оскар». А в итоге совместных усилий Скорсезе, Гласса, Дикинса и Феретти получился фильм, который надо обязательно посмотреть даже тем, кто совершенно равнодушен к буддизму.