Фильм, который могли снять только французы. Эту опьяняющую смесь романтики, инфантильности, абсурда и волшебства разливают исключительно под мансардными крышами парижского Монмартра, и нигде больше.

Двадцатилетняя Амели Пулен – настоящая парижанка, живущая в маленькой квартирке под самой крышей где-то на Монмартре. Она обладает богатым воображением, очаровательна, игрива и инфантильна, но в душе – настоящая хулиганка и немного волшебница. У Амели есть способность как бы пропускать через себя мир и события. Она все видит их немного в ином ракурсе, чем обычные люди – одновременно и глазами ребенка, и глазами кукольника. Поэтому она сочувствует и сопереживает другим людям, как знакомым, так и совершенно посторонним. А иногда — даже вмешивается в их жизни, чтобы они изменились к лучшему.

Из разряда таких мелких волшебств — письмо от давно умершего мужа, которое Амели организует консьержке дома или жестокая месть бакалейщику Колиньону, который ужасно обращается со своим малолетним продавцом Люсьеном. Изобретательная Амели полностью меняет его окружающее пространство, вынуждая бакалейщика думать, что он сходит с ума. А однажды Амели встречает своего прекрасного «принца» и применяет тот же арсенал волшебных приемов и для его завоевания.

Прекрасный фильм, сюжет которого совершенно невозможно пересказать. Но это и не нужно, потому что главное в «Амели» — это атмосфера. Это странный, яркий мир, похожий на картинки из калейдоскопа, быстро сменяющие друг друга. Причем человек, который держит калейдоскоп в руках, очень похож на героиню фильма, которая точно так же управляет картинками вокруг себя. Она заставляет их то двигаться с разной скоростью, то перематывает события назад, то собирает уже известные картинки в новых комбинациях.

Одри Тоту, которая играет Амели, делает это настолько прекрасно, что это испортило ей кинокарьеру. Хотя «Амели» и стала ее звездной ролью и сделала ее суперузнаваемой, любой следующий фильм Тоту всегда сравнивают с «Амели» — и не в пользу новой работы. И, наконец, к калейдоскопу картинок и веренице персонажей стоит обязательно добавить еще один компонент, без которого бы фильм просто не состоялся – прекрасную музыку Яна Тирсена. Именно она задает ритм и настроение, в котором живет героиня, сменяясь от грустного фортепьяно и барабанящего по крыше дождя до легкого и летящего вальса аккордеона, под который так хорошо ехать на велосипеде, подставив ветру лицо.