1946 год, Одесса. В то время как советский народ постепенно возвращается к мирной жизни, расплодившиеся во время войны банды уголовников все активнее грабят, убивают, насилуют. В это время, недовольный маршалом, Иосиф Сталин ссылает Жукова в Одессу, назначив командующим округом.
Маршал начинает масштабную операцию по искоренению преступности в городе. Главный в этой операции — начальник уголовного розыска Давид Гоцман (Владимир Машков). Ему поручено поймать самого неуловимого и опасного из одесских бандитов – Академика, которого почти никто не видел…
Сергей Урсуляк потратил почти год на съемки масштабного сериала, и фильм задолго до выхода окрестили «ответом «Месту встречи изменить нельзя».
Владимир Машков, Сергей Маковецкий и другие актеры прожили в Одессе не менее полугода: они прислушивались к колоритной местной речи, впитывали особую южную атмосферу и перенимали типично одесские словечки, которые, как перлы, будут разбросаны по всему фильму.
Урсуляк и декораторы сериала бережно воссоздали атмосферу 40-х годов – от вывесок на дверях магазинов до платьев, обуви, причесок и деталей интерьера. Причем немалую помощь оказали сами жители Одессы. Когда они узнали, какое кино будет сниматься в их городе, они сами начали приносить реквизиторам старинные вещи и потрепанную послевоенную одежду – ту самую, которую носили их бабушки и дедушки.
Когда же «Ликвидация» вышла, сразу стало понятно, что ожидания были оправданы. Урсуляк сделал невозможное: он если не превзошел знаменитый фильм Говорухина, то, по крайней мере, снял нечто с ним сопоставимое. Суровый Владимир Машков идеально подошел для роли начальника угрозыска Давида Гоцмана, Сергей Маковецкий буквально вжился в роль вора-карманника, из-за которого закрутилась вся история, а Светлана Крючкова оказалась лучшей «еврейской матерью» за всю историю российского кино. Черно-белая лента полностью погружает в атмосферу послевоенной Одессы. А напряженный сюжет заставляет следить за каждым диалогом и не позволяет оторваться от экрана ни на секунду.