Режиссер Джузеппе Торнаторе всегда отличался ностальгией по ушедшим временам – достаточно вспомнить его «Новый кинотеатр «Парадизо» или «Легенду об океанском пианисте». В те добрые старые времена и еда вроде была вкуснее, и вино пьянило с одного глотка, и женщины были желаннее – ведь они носили эротичные чулки и платья.

«Малена» ностальгией пропитана так густо, как пропитывается ромом традиционный итальянский тирамису из пекарни дядюшки Романо. Непонятно, как Торнаторе это удалось, но с первого кадра фильма проваливаешься, как в омут, в итальянский юг сороковых годов. Маленький городишко с обязательной церковью и несколькими винными барами, черные одежды женщин, громкие резкие голоса, тяжелые ставни на окнах, каменные полы, пыль и пряный аромат цветов, от которых кружится голова.

Здесь и живет прекрасная Малена Скордиа. Она надевает чулки с подвязками, тонкое просвечивающее платье, и выходит на улицу, с гордостью встречая завистливые взгляды женщин и раздевающие — мужчин. Все мужья города изнывают в своих домишках, вожделея Малену, и распускают о ней сплетни в барах, делясь выдуманными от начала и до конца подробностями. Но самой Малене на эти сплетни наплевать, сколько бы неудовлетворенных поклонников не ошивалось по ночам под ее окнами. А еще в эту женщину по уши влюблен тринадцатилетний Ренато – худой вихрастый лопоухий мальчишка, который недавно получил свой первый в жизни велосипед.

Позже в Италию придёт война. Над городом полетят самолеты, а красавица Малена потеряет мужа и пойдет по рукам. Хватит ли Ренато мужества, чтобы защитить свою богиню от разъяренной толпы?

Фильм-искушение и фильм-вожделение построен на невероятной красоте Моники Белуччи, в которую камера просто влюблена – не меньше, чем влюблен в красавицу сам Ренато. Она – прекрасное видение, образ идеальной женщины, который каждый мужчина проносит с собой через всю жизнь, и с этим видением не может сравниться ни одна реальная женщина. А уж кто создал это чудо – Бог или Дьявол, каждый решает сам для себя.