После неудачного прыжка со скалы молодой моряк Рамон Сампедро (Хавьер Бардем) оказывается прикованным к больничной койке. Полный паралич не оставляет надежды на выздоровление даже в отдаленном будущем. Отныне вся жизнь Рамона, человека оптимистичного, деятельного и открытого миру, оказывается ограниченной комнатой и кроватью.
Но перестало жить только тело героя, его разум и чувства остались прежними. Осталась и семья, принявшая на себя заботы об инвалиде. К тому же в его жизни появились две женщины - адвокат Джулия (Белен Руэда) и мать-одиночка Роза (Лола Дуэньяс). Но приходит время, когда Рамон больше не может бороться с адом, в котором оказался…
Молодой испанский режиссер Алехандро Аменабар - к моменту съемок ленты ему было всего 32 года - прочитал автобиографическую книгу «Письма из ада», написанную реально существовавшим человеком, и загорелся идеей ее экранизировать. Тема личности, оказавшейся в пограничной ситуации между жизнью и смертью, всегда интересовала режиссера и прошла сквозной линией через его предшествующие картины «Дипломная работа» и «Открой глаза».
34-летний актер Хавьер Бардем проживает на экране почти 30-летнюю жизнь своего персонажа - от полного сил молодого мужчины до одутловатого больного старика. За титанические усилия, вложенные в создание этого образа, художники по гриму были номинированы на «Оскар».
Правда, «Оскар» достался авторам в другой номинации - за лучший иностранный фильм. Кроме этой награды у ленты 14 из 15 премий «Гойя», один «Золотой глобус», три приза Венецианского кинофестиваля и два - Европейской киноакадемии за режиссуру и лучшую мужскую роль.
Успех Алехандро Аменабара вызвал ревность самого известного в мировых кинематографических кругах испанца Педро Альмодовара, решившего даже выйти из состава Испанской киноакадемии.
Впрочем, страсти, разгоревшиеся вокруг этой умной и талантливой картины, никак не влияют на ее восприятие. Этот фильм не из тех, что нуждается в дополнительной рекламе. Это настоящее кино, общение с которым особенно дорого.