Эта история началась с того, что в Хельсинки на поиски работы приехал немолодой человек (Маркку Пелтола), чьего настоящего имени зрители так и не узнают. Почти сразу же, сойдя с поезда, он будет жестоко избит, ограблен и придет в себя только в больнице, обнаружив, что полностью потерял память и совершенно не помнит, кто он и чем занимается.
Уйдя из больницы, человек без имени решает начать жизнь заново. У него нет дома, поэтому поначалу ему придется общаться с такими же бездомными и жителями бедных районов. Он будет выпрашивать еду в «Армии спасения», спать в ночлежке, и, конечно же, несколько раз попадет в полицию, где его история никого не убедит. Но то, что для других, более слабых людей обычно становится крайней точкой падения, для человека без памяти станет началом новой жизни…
Немногословный шедевр Аки Каурисмяки сложно описать, но обязательно стоит увидеть — ведь фильм не случайно получил три награды Каннского кинофестиваля, номинацию на «Оскар», как лучший иностранный фильм, и полтора десятка других кинопремий. История, которую финский режиссер рассказывает то с горечью, то с доброй улыбкой, то с сочувствием, — это не только повесть о безымянном человеке и его попытках вернуться к нормальной жизни, но еще и великолепные зарисовки из жизни большого города и его жителей. Это история об одиночестве, взаимовыручке, жестокости, надежде. А еще это сюжеты, которые сложно вписать в какой-то один жанр. Каурисмяки снимает и комедию со странным финским юмором, и криминальную драму, и мелодраму из жизни немолодых, некрасивых и уставших людей. А еще это картина, которая заставляет улыбаться, надеяться на будущее и больше доверять людям, встреченным на пути, — даже тем, которые на первый взгляд кажутся подозрительными.