Важно отметить, что Морозко, герой русской мифологии, ни в коем случае не Дед Мороз и не Санта-Клаус – здесь режиссер показал чуткое отношение к фольклору. Занятно, что персонаж, давший название фильму, появляется на экране лишь минут за тридцать до окончания фильма. В этой картине вообще много чего важного и занятного.

Вопреки сложившимся традициям советской экранизации сказок и былин, Александр Роу ввел в действие элементы страшного и ироничного. Впервые показан оборотень – Иван, превращенный в медведя. По-настоящему пугают ожившие деревья. В прежних сказках были смешные персонажи, львиную долю которых сыграл «главная Баба-Яга Советского Союза» Георгий Милляр. Но здесь его фразочки, вроде «Радикулит замучил» или «Ну и молодежь пошла» вызывал в зрительном зале хохот взрослых громче детского хихиканья. И, наконец, изюминка – и сказительница за кадром, и все персонажи говорят стихами, не былинным речитативом, а рифмованными строчками в духе скоморохов.

Сюжет картины выдержан вполне в духе захватывающего триллера. Удалец Иван (Эдуард Изотов) гуляет по Руси, куражится над разбойниками, клеится к Настеньке (Наталья Седых) до тех пор, пока в педагогических целях старичок-мухомор не превращает его в медведя. Настенька страдает в семье от злой мачехи, которая безуспешно пытается выдать замуж родную дочь Марфушеньку-душеньку (Инна Чурикова), наряжая ее, «как прынцессу… нет, королевну». И все до тех пор, пока безвольный родной отец не отвозит дочку в лес замерзать. И когда страдания Ивана и Настеньки достигают кульминации, добрые волшебники награждают их богатством, и они играют свадьбу.

Удивительна история проката «Морозко» в США. В большинстве своем американцы восприняли фильм, сделанный не по их кальке, в штыки, назвав героев нелепыми, сюжет жестоким, а юмор плоским. «Морозко» оказался настоящим врагом западного менталитета, носители которого не замечают, что их гномы и гоблины — те еще красавцы, «Красная шапочка» — образец людоедского сюжета, а на плоском юморе построено 90% школьных комедий. Однако Стивен Спилберг признал картину Роу блестящей, как и жюри Венецианского фестиваля, вручившее создателям «Золотого льва» за лучший детский фильм.