Многие критики кино любят бросаться титулом «культовый фильм» и раздают его направо и налево. На самом деле у культовости есть объективный признак: фразочки, цитаты из фильма уходят в народ. О героях совсем уж культовых кинокартин сочиняются анекдоты.

В суровые 90-е годы, когда с экранов лилась кровь и падали пустые гильзы, казалось, ничего значимого в кино больше не появится. Но режиссер Александр Рогожкин нашел-таки золотую жилу, золотую тему – способность нашего народа посмеяться над собой. Потребовалось всего лишь иронично взглянуть на особенности русского характера, добавить иностранца для контраста и много-много водки. В результате после «Особенностей национальной охоты» Алексей Булдаков, Виктор Бычков и финский актер Вилли Хаапасало стали звездами, а «Ну, за охоту (любовь, справедливость, Галю и т.д.)!» – самым популярным застольным тостом.

Рыбацкие и охотничьи байки – реальные случаи, к которым обязательно додумываются подробности, – давний вид народного творчества. В картинах Рогожкина они выглядят настолько натурально, что иногда пересказываются в мужских компаниях с добавлением «Это я Рогожкину как-то рассказал. Ну, а он и использовал в кино».

Золотая тема потребовала продолжения, и появился фильм «Особенности национальной рыбалки», настоящий фонтан комедийных ситуаций. Генерал, никогда не теряющий бодрости духа, егерь-созерцатель, прокурор и прочие участники мужской компании, затарившись водкой, отправляются на рыбалку, которая естественным путем переходит в кураж, не знающий границ. В буквальном смысле этого слова.