Двухчасовой фильм «Падение Берлина» был снят к пятилетию Победы. Партии казалось, что народ нуждается в верном осмыслении минувшей войны, а также в красочном подарке, ведь поход в кино еще считался праздником. А в праздник принято получать подарки.

Сталин любил кино. А в данном случае он выступил не только как ценитель, но и как настоящий продюсер. Утверждение актеров и сценария, финансирование решалось лично вождем народов. Да и снят фильм, собственно, о нем. И еще о великом советском народе, который олицетворял простой сталевар Алексей Иванов (Борис Андреев).

Иванов ставит мировой рекорд по выплавке стали, и попадает на торжественный прием в Кремль, где по-свойски жалуется Сталину, что девушка Наташа его не любит. А потом начинается война, и рекордсмен отправляется на фронт…

Странно, что фильм назвали «Падение Берлина», ведь он рассказывает не только о финальной части войны, а обо всех важнейших моментах Великой Отечественной: масштабными кусками показана битва под Москвой, Сталинградское сражение, штурм Рейхстага. Боевые эпизоды с рядовыми солдатами, сменяются эпизодами, где принимают решения командующие фронтами. Им не смену приходят сцены, где вершат судьбами мира Сталин, Черчилль и Рузвельт. Не слишком карикатурно в фильме выведен и образ Гитлера.

Сталин в исполнении Михаила Геловани красив, величественен, рассудителен, мудр. Это подчеркивается даже его ближайшим окружением. Кого играют Николай Рыжов, Алексей Грибов, Рубен Симонов, Максим Штраух – прямо не называются и остается только догадываться, что кто-то из них Берия, а кто-то Молотов.

В 1949 году Борис Андреев дважды встречался со Сталиным. Один раз в кино, другой – в реальности. Там лучший друг актеров напомнил Борису Федоровичу, как в начале войны того приговорили к расстрелу. Обычный для актера скандал – напился в ресторане и кому-то надавал по морде. К несчастью, побитый оказался генералом НКВД. Так вот Сталин лично распорядился отпустить Андреева на свободу. По отношению к народу в лице Андреева Сталин вошел в историю, как добрый и отзывчивый человек.

«Падение Берлина» – памятник эпохи. А памятники ставятся для всеобщего обозрения, какими бы они ни были.