Когда человек, ни разу не смотревший «Криминальное чтиво», просит пересказать ему сюжет, рассказчика обычно охватывает ступор. Конечно, можно сказать, что это история о парочке гангстеров с пистолетами за поясом, которые разбираются с грязными делами своего босса. Или история о том, как этот самый босс попадает в передрягу. Или зарисовка о том, как один из упомянутых выше гангстеров отплясывает наркотический твист с женой босса, а позже откачивает ее от передоза. Или история боксера, который решил кинуть криминального авторитета, но в итоге спас его от верной гибели. Или история парочки грабителей-неудачников, которые не вовремя решили ограбить ресторан…

Рассказывать все это можно долго, но незачем. Все, что следует знать о «Криминальном чтиве» тому, который его до этого ни разу не смотрел – это то, что название не обманывает. В фильме будет действовать порядка двух десятков персонажей разной степени криминальности, 271 раз прозвучит знаменитое четырехбуквенное слово, а все истории будут настолько тесно переплетены между собой, что Квентин Тарантино заслуженно будет признан сценарным гением еще до того, как на экране появятся финальные титры.

Может, все перечисленное и не потянет на описание главного фильма 90-х, и вопрос, с чего бы это с Тарантино впоследствии брал пример каждый второй режиссер в мире, все еще будет открыт. Тогда к описанию стоит добавить, диалоги из «Криминального чтива» почему-то и пятнадцать лет спустя цитируются всеми киноманами. Или то, что фильм вытащил из небытия Джона Траволту, сделал суперзвездой Уму Турман и показал необычного Брюса Уиллиса. Или то, что саундтрек этого фильма признан лучшим за все времена, когда в Голливуде снималось кино. Но самое главное – это действительно воплощение кинематографа 90-х годов – резкого, яркого, кровавого, с клиповым монтажом, странными диалогами и совершенно сумасшедшей энергией.