«Сенсация» — идеальный фильм для ностальгирующих киноманов: тех, кому надоели на экране комиксы, супергерои, терминаторы, наркоторговцы, горы трупов, обилие мата в диалогах и туалетный юмор а-ля Бивис и Баттхед. Всего этого в фильме Вуди Алена нет. Несколько трупов есть – но это по жанру положено, все же детектив. Но преступления не выглядят устрашающими, преступники – настоящие джентльмены, одетые в модные костюмы с Сэвил-Роу, главная героиня – идеальная блондинка с пышными формами а-ля Мерилин Монро, а все тайны в финале будут раскрыты – пусть и при помощи потусторонних сил.
Так, как снята «Сенсация», снимали фильмы в пятидесятые и шестидесятые. И по стилю, и по настроению лента гораздо ближе к «Джентльмены предпочитают блондинок» или «Как украсть миллион», чем к современному кино, измученному то рейтингами, то артхаусом, то стремлением угодить подростковой аудитории.
Несколько лет назад Вуди Аллен устал снимать кино про Нью-Йорк и начал снимать о Европе. Сначала – о Лондоне («Матч-пойнт» и «Сенсация»), потом – о Барселоне («Вики, Кристина, Барселона»). Перемены явно пошли на пользу. Фильмы Аллена стали гораздо менее желчными, а любимые актрисы – гораздо более красивыми.
В «Сенсации», так же как и в двух других «европейских» фильмах Аллена, играет новая муза мастера – Скарлетт Йохансон. На сей раз она изображает начинающую журналистку Сондру Прански, которой очень хочется признания – правда для этого надо распутать какое-нибудь громкое дело. И тут громкое дело само ее находит. В Лондоне появляется «убийца Таро» — серийный киллер, оставляющий на своих жертвах гадальные карты. Его личность пытался установить журналист Джо Стромбел, — но ему не повезло: он умер раньше, чем сумел поведать миру о результатах.
Духу Стромбела при помощи известного иллюзиониста Сплендини (старого Нью-Йоркского еврея Сида Уотермана, которого, естественно, играет сам Вуди Аллен) удается связаться с Сондрой и сообщить ей имя предполагаемого убийцы — известного аристократа Питера Лаймена. Естественно, Сондра тут же начинает собирать компромат на Лаймена (под бдительным присмотром Уотермана), а благородный английский лорд оказывается совсем не тем, кем хочет казаться в глазах общественности.
Как уже было сказано, «Сенсация» — это кино словно бы из прошлого. Оно легкое, заставляет улыбаться и, что называется, «не грузит» — казалось бы, развлечение в чистом виде. Но при этом Аллен, как настоящий интеллектуал, активно эксплуатирует литературные и кинематографические образы, ссылаясь то на Драйзера, то на Феллини (идея с иллюзионистом, к примеру, позаимствована из «Ночей Кабирии»), то на другие «культурные символы».
В фильме прекрасные диалоги с фирменным алленовским перцем – саркастическим еврейским юмором, живая интрига, которая держится до последнего кадра, отличные актерские работы Скарлетт Йоханссон и Хью Джекмена. Полтора часа чистого удовольствия, снятые человеком, который умеет и любит делать кино. Наслаждайтесь!