Замечательный английский драматург Том Стоппард, автор пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», снова рассказывает о любимом Шекспире и его героях – на сей раз вместе с Марком Норманом. А режиссеру Джону Мэддену остается только выстраивать картинку под их текст.

Лондон, Англия, 1593-й год. Молодой драматург Уильям Шекспир (Файнс) находится в творческом кризисе: муза его покинула, карманы пусты. Вдобавок хозяин театра, также находящийся на грани банкротства (прекрасная роль Джеффри Раша), требует в кратчайший срок написать «хит» — комедию «Ромео и Этель, дочь пирата». Но когда Уильям садится писать, в его жизни появляется Виола де Лессепс (Пэлтроу) – обворожительная аристократка, поклонница его творчества и прекрасная актриса.

Переодевшись мужчиной, она под именем Тома Кента поступает в труппу театра. Шекспир влюбляется по уши, и в итоге то, что должно было быть комедией, само собой преобразуется в самую великую трагедию о любви – «Ромео и Джульетту». Ее текст Шекспир напишет почти что собственной кровью. Ведь Виола и Уильям никогда не смогут быть вместе, как и герои пьесы: девушку, против ее воли, хотят выдать замуж за знатного дворянина.

«Влюбленный Шекспир» совершенно заслуженно получил «Золотой глобус» и несколько «Оскаров» — за лучший фильм, сценарий, лучшую женскую роль второго плана (Джуди Денч прекрасно играет королеву Елизавету), музыку, костюмы и работу художников. А еще это настоящий праздник для тех, кто любит шекспировские тексты. Цитаты из них рассыпаны по всему фильму, как драгоценные жемчужины. Забавно услышать от самого «Шекспира» гамлетовское «Слова, слова, слова…», наблюдать как «сцена на балконе» вместо романтического свидания завершается смешным падением, или как Виола де Лессепс превращается в персонажа пьесы «Двенадцатая ночь».

Не менее интересно видеть и то, как Шекспир завидует успехам более талантливого коллеги Кристофера Марло (Руперт Эверетт) – именно он в итоге и подсказывает Уильяму идею «Ромео и Джульетты». Стоппард и Норманн отлично знают шекспировские тексты и дают прекрасную возможности насладиться ими и зрителям – но не в виде скучной декламации, а «встраивая» их в повседневную, и далеко не романтичную реальность. Так и рождается увлекательная история о персонаже, которого знают все, но о котором известно чрезвычайно мало.