Классика на экране. Одинокий маленький человек делается заложником мечты о вещи, способной, по его мнению, полностью изменить его жалкое существование. Но сможет ли новая шинель сделать его счастливым?

По одноименной повести Николая Гоголя.

Гоголь поначалу и сам не поверил, что написал гениальную повесть о человеке, на котором, как ни странно, держится цивилизация. Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий петербургский служащий, от которого ничего не зависит, но который – необходимое звено в бюрократической машине государства. Он мечтает всего лишь о том, чтобы справить новую шинель. Это удается, но счастье длится недолго. И тогда рушится мир…

Алексей Баталов был, хоть и молодой, но уже известный и очень популярный актер, когда для своего режиссерского дебюта выбрал гоголевскую «Шинель». Кино предоставляет режиссерам возможность вольной интерпретации любой литературной классики, и иногда они этой возможностью пользуются. Но Баталов понял, что Гоголь сам по себе уже кинематографичен. Нужно только попытаться визуальными средствами показать поэтику прозы, философский смысл и дух. Режиссерское решение прекрасно воплотил оператор картины Генрих Маранджян. Камера акцентирует внимание на тяжелой, сюрреалистичной архитектуре имперского Петербурга, равнодушного к страданиям человека-муравья Башмачкина.

Ролан Быков до роли Башмачкина был уже немного известен широкому зрителю, как комик, и московской интеллигенции – как руководитель студенческого театра МГУ. В фильме «Шинель», в своей первой главной роли, Быков родился, как великий артист. Пластичный, небольшого роста, совсем не красавец – это был идеальный выбор для воплощения на экране «маленького человека». Артист позднее вспоминал: «Шинель» – моя первая любовь. Меня немало критиковали, когда фильм только вышел. Говорили – так играть нельзя. Говорили – Башмачкин у Быкова патологичен, он неприятен… Где милый и трогательный «маленький человек»? Да, я не играл маленького и несчастненького! Ненавижу несчастненьких! Да, я страдал некрасиво до безобразия. Разве страдания могут быть красивыми? Но я обманул всех – я сыграл счастливого Акакия Акакиевича! «Шинель» – мое рождение, мое счастье, моя судьба, моя биография…»

Был еще немой фильм «Шинель» Козинцева и Трауберга и мультфильм Норштейна. Больше никто экранизировать не решается, хотя тема кажется неисчерпаемой. Картина Алексея Баталова остается пока самой классической и зрелищной из области воплощения в кино невеселого Гоголя.