К моменту выхода этой комедии на экран исполнители главных ролей были не такими уж стариками. Юрию Никулину 50 лет, Евгению Евстигнееву – 45. Пришлось гримерам актеров «подстаривать», чтобы они выглядели на пенсионный возраст.

Рязанов впервые обратился к важной теме, благодаря чему обрел свой фирменный стиль – комедия, вызывающая не брутальный хохот, а философскую усмешку. Тема, к которой режиссер еще вернется в своем творчестве, это: «Есть ли жизнь после выхода на пенсию?»

Два старых приятеля — следователь прокуратуры Мячиков и инженер Воробьев еще полны сил, но их отправляют на пенсию по возрасту. Тогда Воробьеву приходит идея, как помочь другу, чтобы он еще поработал. Надо вместе совершить преступление, чтобы потом следователь с блеском его раскрыл. А что может интеллигентнее и изящнее, чем кража из Городского музея условного города (съемки проходили во Львове) полотна Рембрандта «Портрет молодого человека»? И далее следует целый каскад блистательных комедийных ситуаций, гэгов и шуток. Достаточно вспомнить ставшую крылатой фразу Федяева (Георгий Бурков), начальника Мячикова, который каждый день приходит на работу с новой бинтовой перевязкой: «Что это с вами? – А, ерунда, бандитская пуля».

Нужно только заметить, что тема музейной кражи, как идеального бескровного преступления, настолько популярна в мировом кинематографе, что остается просто удивляться – как это Третьяковке, Лувру, Прадо, Метрополитену и прочим музеям еще удается сохранить свои коллекции?