«Мост через реку Квай» считается одним из лучших фильмов в мировом кинематографе. Главной причиной этого стал великий парадокс, положенный в основу сюжета. А этот парадокс создал выдающийся французский писатель Пьер Буль, написавший роман-основу. Буль, тот самый, что написал «Планету обезьян», испытал все происшедшее на себе, так как сам был в японском концлагере.

Действие фильма происходит в малознакомом для нас участке Второй мировой войны, в Бирме 1943 года. Японцы отторгли у англичан эту колонию и строят там железную дорогу от Рангуна до Бангкока, причем силами военнопленных. В частности, необходимо срочно соорудить деревянный мост через реку Квай.

В центре лагерного конфликта не столько противопоставление победителей и побежденных, сколько разное отношение к событиям двух пленных, американца и англичанина.

Американец Ширс (Уильям Холден) понимает весь абсурд мировой бойни и заботится лишь о том, чтобы выжить самому. Покупает у охраны освобождение от тяжелых работ, выдает себя за офицера и получает пайку чуть получше. Англичанин, инженер-полковник Николсон (Алек Гиннес), аристократ, полагающий, что на войне должны еще соблюдаться какие-то рыцарские правила. Когда он, настоящий офицер, требует у начальника лагеря полковника Сато (Сессю Хайякава) офицерских льгот, предусмотренных постановлением Лиги наций, японец лишь удивленно хлопает узкими глазами. Какая еще Лига наций, давно ликвидированная, когда в германских и японских лагерях из кожи военнопленных уже давно шьют дамские сумочки?

Николсон и дальше демонстрирует рыцарскую стойкость, а Ширс прагматичное приспособленчество. Первый кажется героем, а второй – подонком. Но вдруг в англичанине просыпается инженер, который видит, что мост делается бестолково, что он не выдержит веса поезда. И создает новый проект, а потом активно участвует в его воплощении, потому что не привык халтурить. А хитрый Ширс бежит из лагеря.

На английском Цейлоне, куда добирается Ширс, майор Уорден (Джек Хокинс) хитростью и шантажом заставляет американца присоединиться к группе диверсантов, которым необходимо взорвать как раз этот мост через реку Квай. Ширс появляется в тот момент, когда Николсон и Сато любуются только что законченным красавцем-мостом. И одному из них предстоит уничтожить мост.

Фильм, доказывающий абсурдность всяких войн, вышел в разгар Холодной войны. Авторы сценария Карл Форман и Майкл Уилсон были взяты под подозрение «Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности» и вынуждены эмигрировать из США. Поэтому в титрах они не значились, а «Оскара» за сценарий вручили одному Пьеру Булю, да и то заочно. Кроме того, «Мост» получил «Оскаров» за лучший фильм, режиссуру, мужскую роль (Алек Гиннес), операторскую съемку, музыкальную партитуру и монтаж.