Если подсчитать, сколько народу погублено в вестернах, и сколько его погибло за все время освоения Дикого Запада, то счет будет наверняка в пользу кино. Этот жанр – предмет законной гордости американцев. Поэтому снявшийся в десятках таких фильмов Клинт Иствуд посчитал себя в праве снять последний вестерн. Не пародию, но печальную и драматичную издевку.

Уже в названии городка, в котором завязывается действие, содержится сарказм – Биг-Виски. Один пьяный негодяй изуродовал местную проститутку и сумел откупиться от законченного мерзавца-шерифа Билла Даггетта (Джин Хэкмен). Тогда проститутки скидываются, чтобы нанять убийц для обидчика…

На первый взгляд в фильме есть все, что полагается вестерну. Но это «все» выглядит либо намеренно недоделанным, либо с обратным знаком. В салуне вспыхивает ссора, но никто не стреляет. Индейцы на лошадях гонятся за поездом, но не догоняют. Шериф, борец за справедливость в большинстве фильмов, здесь главный отрицательный герой.

А главные положительные герои Уилл Манни (Клинт Иствуд) и молодой Скофилд Кид (Джеймс Вулветт) — настоящие недотепы. Уилл — в прошлом бандит, а ныне святоша, Скофилд — наивный паренек, страдающий сильной близорукостью. Несмотря на все старания шерифа, который избивает больного Уилла, вешает его чернокожего друга Неда Логана (Морган Фриман), героям удается выполнить задание проституток. Но как-то некрасиво.

Самыми саркастическими моментами фильма являются несколько эпизодов с участием некоего писателя, который грязь и пошлость окружающей жизни превращает на своих страницах в романтические пейзажи, а неудачников – в благородных ковбоев и неблагородных бандитов. Ведь вестерн был литературным жанром, пока не появился кинематограф.

Одни критики ругали Иствуда за чрезмерный ревизионизм, за издевательство над национальным достоянием. А другие – дали ему четырех «Оскаров», в том числе и за лучший фильм 1992 года.