Если один генерал отдает другому исполнительного и честолюбивого сержанта Виктора, своего личного шофера, то последнему невероятно везет. Сдувай себе пылинки со сверкающей машины и докладывай в органы — что слышал, что видел на даче в Крыму у генерала Серова. Виктор недолго думает и соглашается стать доносчиком. Надо так надо.

А когда выясняется, что любимая дочь генерала, Вера, ждет ребенка непонятно от кого, как-то само собой получается, что широкоплечий зеленоглазый Виктор становится ее женихом. Его не смущает хромота Веры, ведь под рукой есть всегда готовая раскрыть объятья домработница Лида. Он уже спит и видит чин майора, когда звезда генерала неожиданно заходит. Серова вызвают на допросы в Москву, а затем недалеко и до обыска в доме, при котором может обнаружиться один очень важный документ. И если надо сделать так, чтобы тело генерала нашли с признаками самоубийства, так и будет. И свидетели тут совсем не нужны.

Финал ленты рушит мир, по кирпичикам выстраивавшийся на протяжении всего фильма – все по-настоящему, курок спущен и второго дубля не будет.

Это очень сильная драма, безупречная с художественной точки зрения – приметы времени воссозданы невероятно достоверно, и не нужно особенной наивности, чтобы поверить, будто так и было на самом деле. Большое впечатление производит персонаж Игоря Петренко, уникальное сочетание бесхитростности, особого баланса доброты и бесчувственности, честности и неожиданной гибкости ее рамок. Писать доносы на своего хозяина – вроде бы нехорошо, но надо так надо. Свои интересы выше любых других, и только в самой жесткой и сложной ситуации оказывается вдруг, что собой можно и пожертвовать. И довольно бесчеловечный тип Савельев, человек из органов, шпионящий за Серовым ежедневно, тоже способен прыгнуть выше своей подлой головы.

Фильм получил сразу три награды на «Кинотавре»: главный приз, а также призы за режиссуру и сценарий. Кино понравится всем, кто любит большие советские психологические полотна о войне и Советском Союзе.