Ах, как изменилась жизнь. Не такой уж древний советский фильм местами смотрится с археологическим интересом. В 1985 году отечественные зрительницы смотрели на героиню Веры Глаголевой с раздражением. Холостой капитан (Виктор Проскурин) Советской армии! Оклад 200 рублей! Надбавки всякие. Военное снабжение. Обмундирование почти даром. Ну и пусть служит на отдаленной погранзаставе. Зато перспективы. И всегда на свежем воздухе. Солдаты огород бесплатно вспашут. Ну и пусть не красавец. Зато здоровый серьезный ответственный мужчина. Ну и пусть зануда. Зато непьющий. А эта красотка еще привередничает.
«Выйти замуж за капитана» – местами смешная, местами грустная история о том, как офицер-пограничник случайно познакомился с довольно взбалмошной журналисткой. И все бы хорошо, да не очень складывается. Может потом сложится?
Советским идеологам, наверное, все же виделся идеальный художественный кинематограф, где положительные герои фильмов должны были своим примером воспитывать молодежь. Но почему-то в памяти осталось столько картин, в которых столько всего приставками «не». Несбывшиеся мечты, несложившаяся любовь, несчастная судьба, нелепые обстоятельства. И все же это был великий кинематограф и «Выйти замуж за капитана» занимает в нем достойное место. Потому что кино, где все заканчивается свадьбой, обычно относится к сказочному жанру. Потому что прав был Толстой – все счастливые семьи одинаковы. А вот каждая несчастная представляет художественный интерес.
И еще одно обстоятельство фильма с приставкой «не». Роль склочного соседа в фильме – последняя серьезная роль главного монтажника-высотника и лесоруба нашего кино Николая Рыбникова. Непосредственно до этого и после – одни эпизоды. Не из-за болезни, не из-за пороков, не из-за характера. Актер был просто забыт режиссерами в совсем еще подходящем для кино возрасте. В фильме ему всего 55 лет. Так что эта роль последний поклон с экрана ценителям его таланта.