«Для меня смех – не самоцель. Мне кажется, если что-то подать с юмором, будет более доходчиво и не так назойливо», – отвечал Георгий Данелия на вопрос, почему он снимает комедии.

Москва. Погожее летнее утро. Сибиряк Володя ищет переулок, затерявшийся на Чистых прудах. Его небольшой рассказ опубликован в журнале «Юность», и молодой человек хочет встретиться с писателем, который помог его напечатать.

Метростроевец Коля, возвращающийся домой с ночной смены, берется помочь сибиряку и проводит с Володей весь день. Время, которое новые друзья проводят вместе, насыщено событиями и приключениями…

Роль Коли стала дебютом в кино 18-тилетнего Никиты Михалкова, который получил ее благодаря брату, Андрею Кончаловскому, дружившему со сценаристом картины Геннадием Шпаликовым, и полностью оправдал доверие, став на многие годы одним из самых востребованных актеров советского кино.

Показом этого фильма, ставшего гимном Москве, открылся в 1964 году кинотеатр «Россия». Архитектор Юрий Шевердяев, руководивший проектом, был преподавателем Георгия Данелии в архитектурном институте (по первому образованию Данелия – архитектор).

Любопытна история написания песни, давшей название фильму. Сценарист Геннадий Шпаликов сочинил ее за несколько минут, пока группа снимала эпизод у памятника Маяковскому. Шпаликов очень торопился, чтобы успеть с коллегами в ресторан, и поэтому куплетов в песне получилось только три. Но даже в таком «сокращенном варианте» «А я иду, шагаю по Москве» стала одной из самых популярных среди молодежи 60-х.

Фильм отмечен призами на фестивалях в Канне, Милане и Риме. На Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде оператор Вадим Юсов получил приз за лучшую операторскую работу.