Один из самых ярких и умных фантастических фильмов эпохи перестройки по мотивам повести Святослава Рыбаса.
Когда было принято ругать сталинизм и проливать слезы о бесцельно прожитых страной годах, Владимиру Хотиненко удалось снять фильм – признание в любви простым советским людям, которые жили и работали, как могли, в послевоенные годы, которые им казались прекрасными.
Сергей Пшеничный (Сергей Колтаков) приезжает на родину, в небольшой шахтерский городок в Донбассе. И со случайным знакомым горным инженером Андреем Немчиновым (Иван Бортник) непонятным образом оказывается в прошлом, в том же самом городке, только в 1949-м, накануне собственного рождения. Прошлое заедает, как старую граммофонную пластинку. Настойчивым рефреном в кадре садится и встает в пыльной дымке солнце и начинается тот же самый майский день, что и накануне. Весьма яркий символ безвременья сороковых, когда народ каждый день привык жить плохо и трудно. Но не имел выбора.
Только два гостя из будущего замечают, что время остановилось. Немчинов каждый день приходит устраиваться на работу в шахту, каждый день получает аванс и всякий раз выслушивает от директора: «На моем столе лежат два документа». И для того, чтобы сдвинуть время с места и вернуться обратно в восьмидесятые, герою необходимо принять важное решение. Не побояться родиться на этот свет от собственной мамы. Из всех глубинных смыслов картины этот кажется самым важным.
В «Зеркале для героя» впервые в художественном фильме играет самих себя знаменитая рок-группа 80-х «Наутилус помпилиус».
В картине удивительно достоверно воссоздана эпоха. От предметов быта до менталитета.