Этому режиссеру удалось проложить мост понимания между Востоком и Западом, сделав азиатское кино интересным и востребованным у европейского зрителя. Акира Куросава — величайший мастер, объединивший мировое культурное пространство, чей вклад в кинематограф поистине бесценен.

Акира Куросава родился 23 марта 1910 в столице Японии Токио, будучи младшим из восьми детей в семье. Его отец, Исаму Куросава, принадлежал к древнему самурайскому роду и преподавал кендо (фехтование на мечах) в школе с военным уклоном. Акира также занимался кендо, но больше увлекался рисованием. Он окончил школу западного рисования «Doshusha» («Досюся») и собирался стать художником, но в 1936 году поступил на режиссерские курсы при крупной киностудии PCL и стал ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото.

В течение нескольких лет Куросава сделался незаменимым сотрудником. В 1941 году, на съемках фильма «Лошадь», он фактически подменял режиссера и был соавтором сценария. Еще через пару лет Куросава снял первый самостоятельный фильм «Легенда о великом мастере дзюдо» (1943) по своему же сценарию. Лента рассказывала о развитии дзюдо в Японии конца 19-го века. Вскоре последовало ее продолжение, а также ряд других ранних фильмов режиссера. В детективной драме «Пьяный ангел» (1948) Куросава впервые снимает актера Тосиро Мифунэ, который впоследствии стал его постоянным творческим партнером на много лет.

Знаковым фильмом в карьере Куросавы стала детективная лента «Расемон» (1950), поставленная по рассказам японского писателя Рюноскэ Акутагавы. Фильм, снятый в декорациях средневековой Японии, показывал точки зрения разных героев на одно преступление. Один из итальянских кинодеятелей решил выставить его на Венецианском фестивале, о чем Куросава даже не знал. Успех оказался ошеломительным. Фильм выиграл главный приз – «Золотого льва», а в 1952 году получил специальный почетный «Оскар» Американской киноакадемии (в то время еще не существовало категории «Лучший иностранный фильм»).

Очередной нетленной работой режиссера признается боевик «Семь самураев» (1954) – картина о семерых благородных героях 16-го века, встающих на защиту жителей деревни от бандитов. Фильм удостоился «Серебряного льва» в Венеции, а в США сделали ремейк картины, перенеся действие на Дикий Запад – так появился классический вестерн «Великолепная семерка» (1960), где Куросава стал одним из соавторов сценария.

Голливуд и дальше использовал идеи японского мастера. Так, культовый вестерн Серджио Леоне «За пригоршню долларов» (1964) во многом повторил сюжет фильма Куросавы «Телохранитель» (1960). В результате судебного иска о нарушении авторских прав создатели ремейка были вынуждены выплатить Куросаве 100 тыс. долларов и 15 % сборов от проката фильма.

Сам же Куросава нередко черпал идеи в классической литературе. По сюжетам Достоевского и Горького им сняты картины «Идиот» (1951) и «На дне» (1957), а по мотивам шекспировских «Макбета» и «Короля Лира» — фильмы «Трон в крови» (1957) и «Ран» (1985). Одной из лучших его работ стал совместный советско-японский фильм «Дерсу Узала» по произведениям путешественника Владимира Арсеньева, снятый в 1975 году на «Мосфильме». Эта картина получила «Оскар» как лучший фильм на иностранным языке и Золотой приз Московского МКФ. На «Оскар» выдвигался и еще один из классических фильмов Куросавы – историческая драма «Тень воина» (1980). Картина также получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

В 1990 году 80-летнему классику был вручен почетный «Оскар» за вклад в киноискусство, но Куросава продолжал снимать кино даже будучи в преклонном возрасте. Его последние фильмы «Сны» (1990), «Августовская рапсодия » и «Ещё нет» (1993) носили философско-созерцательный, нравоучительный характер. Акира Куросава скончался 6 сентября 1998 года в Токио.