Огромная востребованность Балуева в отечественном кино легко объяснима — ни в ком больше не сочетаются в таком идеальном порядке мужественная внешность, уверенность в себе, благородство и ощущение внутренней силы. Благодаря этим качествам он, кажется, сыграл во всех российских лентах последних десяти лет, где нужны были герои, воплощающие лучшие черты русского характера, а кроме того, стал одним из немногих российских актёров, получивших известность в Голливуде.

Александр Николаевич Балуев родился 6 декабря 1958 года в Москве, в семье офицера советской армии. В детстве хотел стать спортсменом, занимался хоккеем, но постепенно понял, что не сможет добиться в этом деле больших успехов. Под влиянием матери Александр решил по окончании школы поступать в театральное училище им. Щукина, но не прошёл и в течение года работал помощником осветителя на студии «Мосфильм». Со второй попытки Балуеву удалось поступить в Школу-студию МХАТ, которую он окончил в 1980 году. После этого до 1987 года был актёром Театра Советской Армии.

Первой заметной работой Балуева в кино стала роль в психологической драме Александра Кайдановского «Жена керосинщика» (1988), после которой на него обратили внимание и другие режиссёры. Александру почти сразу начали предлагать главные роли, хотя такие ленты как «Очищение» (1990), «Ричард Львиное Сердце» (1992) сейчас мало кто вспомнит. Признание в профессиональном сообществе Балуеву принесла роль второго плана в нашумевшей драме Владимира Хотиненко «Мусульманин» (1995), за которую он получил премию «Ника». А через два года он уже снимался с Джорджем Клуни и Николь Кидман в боевике Мими Ледер «Миротворец» (1997), где сыграл русского генерала-ренегата. Фильм, правда, провалился а американском прокате и лишь в международном смог окупить 50-миллионый бюджет, но это не помешало Ледер пригласить Балуева в свой следующий, ещё более дорогой проект – фантастический фильм-катастрофу «Столкновение с бездной» (1998), в котором он играл уже положительного героя — русского космонавта. Кассовые сборы этой картины оказались куда более достойными – почти 350 млн. долларов. Еще одним голливудским проектом с участием Балуева стал боевик «Доказетельство жизни» (2000), хотя в нём российский актёр появляется лишь эпизодически. С тех пор, кстати, он на Западе не снимается.

В России Балуев в конце 1990-х был заметен, в основном, ролями в «артхаусном» или авторском кино, например в «Кризисе среднего возраста» (1997) Гарика Сукачёва или «Му-Му» (1998) Юрия Грымова. Широкая популярность приходит к нему уже в 21-м веке, после ролей в военной драме «В августе 44-го» (2001), популярном комедийном сериале «Идеальная пара» (2001), боевике «Антикиллер 2» (2002) и, разумеется, в патриотическом остросюжетном сериале «Спецназ» (2002–2003). С той поры Балуев регулярно играет военных, как с современном антураже, так и в историческом. Достаточно назвать такие ленты как боевик «Марш-бросок» (2003), военная драма «Благословите женщину» (2003), исторический детектив «Турецкий гамбит» (2005), сериал «Гибель Империи» (2005).

В последние годы актёр стремится разнообразить своё амплуа и постепенно отходит от образа «человека в форме». Получается у него неплохо. Так, за роль в российско-швейцарском фильме «Игра слов: Переводчица олигарха» (2006) он номинировался на премию «Золотой орёл», а за работу в ленте Андрея Звягинцева «Изгнание» (2007) – на «Нику». Из других заметных проектов с участием Балуева необходимо выделить телевизионную экранизацию романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (2007), боевик «Кандагар» (2009), драму «Одна война» (2010) и артхаусную комедию Юрия Грымова «На ощупь» (2010).