Его киногерои отличаются ироничной простотой и непосредственностью, отсутствием показного пафоса, — по сути, совпадая с характером самого актера. Но при этом созданные образы выглядят по-настоящему живыми, за что Александр Збруев любим российскими зрителями вот уже более сорока лет.

Александр Збруев родился в Москве 31 марта 1938 года. Отец занимал крупную должность заместителя наркома связи, но в живых его сын не застал – шла эпоха сталинских репрессий, отец был арестован и расстрелян в 1937 году. Александра вместе с матерью, происходившей к тому же из дворянского рода, как членов семьи «врага народа» сослали на пятилетний срок в исправительно-трудовой лагерь под Рыбинском. В Москву они вернулись только в 1943 году, а в 45-м Александр пошел в школу. Учился Збруев неважно, оставался на второй год. В пионеры его не приняли, как сына «врага народа». Одно время Саша занимался боксом, затем гимнастикой, имел разряд. Но его больше тянуло на улицу, где компанию будущему актеру составляла дворовая шпана, а среди знакомых были даже крупные уголовные авторитеты. Однако по счастливой случайности подругой матери Збруева была жена знаменитого драматурга Евгения Вахтангова. Именно она оценила актерские качества Александра и посоветовала ему поступать в театральное училище.

Школу Александр закончил в 1958 году и, послушав совета, легко сдал экзамен в Театральное училище им. Щукина, где учился на курсе Владимира Этуша. В 1959-м он женился на 17-летней Валентине Малявиной, впоследствии также ставшей известной актрисой. Окончив училище в 1961 году, Збруев вошел в труппу театра Ленком, а еще через год дебютировал в кино.

Ему сразу досталась одна из главных ролей в драме «Мой младший брат» (1962), где также снимались Андрей Миронов, Олег Даль, Олег Ефремов. Картина имела успех у зрителей, что придало Збруеву популярности. В течение десяти следующих лет он практически ежегодно снимается параллельно с работой в театре, но большинство его фильмов нельзя назвать особо выдающимися, кроме, пожалуй, популярного детектива «Два билета на дневной сеанс» (1966), где он сыграл милиционера. Студенческий брак с Малявиной оказался недолгим, распался еще в 1963-м, а в 1967-м Збруев вновь женился, на актрисе Людмиле Савельевой, ставшей знаменитой после роли Наташи Ростовой в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир».

Наступившие 70-е становятся временем расцвета популярности актера. В 1972 году выходит детектив «Круг», ставший продолжением «Двух билетов на дневной сеанс», и в том же году — телевизионный сериал «Большая перемена» — суперхит, ставший визитной карточкой актера на много лет. Жизненный опыт Збруева как нельзя лучше подошел для роли ученика вечерней школы, обаятельного хулигана и оболтуса Григория Ганжи.

Не менее успешно развивалась и театральная карьера Збруева. К началу 80-х Ленком стал «культовым» театром благодаря режиссеру Марку Захарову и блестящему актерскому составу: Збруев, Янковский, Караченцов, Абдулов. В кино у всех них не было отбоя от предложений – Александр Збруев сыграл в период с 80-го по 90-й годы почти в двух десятках фильмов, среди которых телесериал «Батальоны просят огня» (1985), комедия «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986), драма «Убить дракона» (1988). В 1989 году Збруеву присвоили звание народного артиста РСФСР.

Не снижал «оборотов» популярный актер и в 90-е, снявшись в популярных фильмах «Ты у меня одна» (1993), «Все будет хорошо» (1995), «Бедная Саша» (1997). Помимо этого, в 1995 году Збруев открыл в театре Ленком ресторан «ТРАМ» (Театральный ресторан актеров Москвы). После 2004 года актер взял длительную паузу, не появляясь на экране в течение 5 лет.