Двадцатые годы, самое начало становления советской республики. В маленьком украинском городишке Тульчин живет типичный еврейский мальчишка Давид Шварц, которого его отец Абрам Ильич видит исключительно великим скрипачом. Поэтому вместо футбола и прочих дворовых развлечений, которые обычно есть у провинциального мальчишки, Давид с утра до вечера упражняется на скрипке, порой искренне ненавидя этот инструмент. А потом Додик уезжает в Москву, поступает в консерваторию, и добивается огромного успеха. Но в тот самый момент, когда он уже готов купаться в лучах славы и пользоваться всеми благами цивилизации в Москву приезжает Абрам Ильич – все такой же маленький человечек из Тульчина, никак не соответствующий звездному статусу сына…

Идею фильма по пьесе Александра Галича «Матросская тишина» Владимир Машков вынашивал несколько десятилетий – еще с тех времен, когда он не был суперпопулярным киноактером и главным секс-символом постсоветского экрана, а всего лишь играл Абрама Шварца в Театре Олега Табакова. Правда, герой Машкова в театре и в фильме – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Театральный Абрам Ильич по-настоящему мерзок. А тот, человек, которого мы видим в «Папе», в первую очередь все-таки очень любит своего сына.

Конечно, местечковый еврей совершенно не вписывается в модную Москву тридцатых. Шварц как и был, так и остался провинциальным начальником склада, со страшной бородой, в смешной шляпе, щербатыми зубами и заскорузлыми пальцами. Но между ним и сыном, в итоге окажется куда больше общего, чем можно было предположить, и хотя эту общность повзрослевший Додик поначалу категорически не хочет признавать.

Редко кому получается совмещать в одном фильме сразу две ипостаси – и играть главную роль, и быть режиссером, Владимиру Машкову это удалось. Его Абрам Шварц просто неподражаем, а Егор Бероев в роли Додика составляет в паре с режиссером один из самых запоминающихся дуэтов современного российского кино.